Библиотека >> Духовное сообщество. ч. 1

Скачать 38.72 Кбайт
Духовное сообщество. ч. 1

Поэтому я так все время повторяюсь, подходя с
разных сторон, делая одно и то же, пытаясь передать смысл.



* * *

Мастер, Вы употребляете в своих беседах понятие "Дух" и "Душа". Что
это с точки зрения Вашей традиции?

Для того чтобы начать этот разговор, нужно определить прежде всего
содержание этих понятий. Мы не специалисты в теологии, где понятия духа
и души определены, хотя и в теологических традициях существуют различия
их толкования. Попробуем сами подойти к этому, не опираясь на готовое
определение. Попытаемся сами сообразить, что имеется в виду. Начнем с
самого простого, с психологического выделения групп потребностей и
связанных с ними в человеке некоторых психологических образований. Мы
говорим, что все потребности можно разделить (один из возможных ва-
риантов классификации) на биологические, социальные и идеальные,
классифицируя по тому, чем удовлетворяются эти потребности:
- биологические - материальными объектами
- социальные - социальными объектами
- идеальные - идеальными объектами.
В обиходе появилось такое представление, что уровень социальных
потребностей - это как бы душа, а уровень идеальных -это как бы дух. Мне
кажется, что это не совсем точно.
Насколько я могу интегрировать все, что мне известно, все, что я
прочел, узнал, когда употребляется такое понятие, как душа, то в
большинстве случаев имеется в виду свойство взаимодействия людей между
собой, в понятие "души", "душевности" включаются эмоционально-
чувственные компоненты, умение сопереживать другому человеку, развитое
чувство эмпатии, сострадания.
В религиозных и мистических текстах говорится о том, что душа (если
признать за ней право на некое отдельное существование вне тела) - это
второй уровень реальности, т.е. душа существует в виде информационно-
энергетического образования. Как замечательно сказал один из хороших
людей - там у них на втором уровне так же, как здесь, только тел нет.
Таким образом, то, что мы условно называем вторым уровнем реальности:
ментальное, астральное и т.д. - показывает нам, что под душой имеется в
виду обобщенное понятие человечности или, может быть, еще проще - пси-
хики как таковой. Тут есть две наиболее распространенные версии: душа
существует только у человека; душа существует и у животных. Она у
животных менее развита, но существует, это утверждают, опираясь на то,
что человек, вступая в контакт с животными, находит взаимопонимание,
взаимодействие и взаимочувствование на бессловесно-эмоциональном уровне.
Дуров вместе с Сеченовым проводили большие опыты по гипнозу, по
возможности дистанционного взаимодействия с животными и получили
достоверные результаты. И все же суть состоит в том, что когда мы в
большинстве текстов встречаем понятие "душа", то там имеется в виду в
основном обобщенный эмоционально-чувственный способ общения. В то же
время в этих же текстах и свидетельствах говорится о том, что
способность к речи тоже принадлежит к душевным способностям - речь как
выражение интеллекта. Таким образом, мы не можем, употребляя понятие "
душа", разводить эмоционально-чувственную и интеллектуальную сферы как
сферы души и духа. В современной научной литературе такая позиция
встречается (например, у П.В.Симонова, П.М.Ершова). Как утверждают все
внутренне непротиворечивые источники, души общаются, в том числе и
словесно. Мы с вами знаем, что существует достаточно большое количество
зарегистрированных явлений, которые нельзя отнести к психопатологии или
психиатрии, когда человек вступает в контакт с бестелесной сущностью или
в нем самом образуется некое психическое образование - то, что называ-
ется "услышать голос". Этот голос диктует ему совершенно внятные тексты,
имеющие вполне понятное содержание. Один из таких классических случаев у
некоторых здесь на памяти. В одной из первых групп занималась женщина, у
которой во время одного из медитативных упражнений возникло такое
общение. Она литовка, русский язык знала, но плохо, общение же с
некоторым таким образованием происходило на русском языке церковного
типа, поскольку он в теле был монахом и всю свою сознательную жизнь
прожил в монастыре. Она записывала эти тексты, довольно часто не понимая
многих слов, обращалась ко мне и спрашивала, что означает то или иное
слово из тех, что она записывала на русском языке под диктовку. Чтобы
она не попала в поле деятельности наших психиатров, а это происходило во
времена "застоя", мы ее направили в отдел, занимающийся подобными
феноменами. Там изучили ее тексты и не обнаружили никакого подозрения на
патологию. Такая произошла история. А предшествовало этому другое со-
бытие в ее жизни, столь же необычайное. Она лежала по поводу доб-
рокачественной опухоли мозга в больнице.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22