Библиотека >> Духовное сообщество. ч. 1

Скачать 38.72 Кбайт
Духовное сообщество. ч. 1

я
хочу и этого, и этого, и этого, но сначала я хочу вот этого, а потом я
займусь вот тем, а потом я буду доставать вот то. Иерархия строится по
необходимости. И отражением этой необходимости и является ценностная
структура человека. Иерархию образуют плюс-минус ценности, плюс-минус
требования, из которых формируются ценностная структура человека, и
отношение к миру, опосредованное ценностной структурой, становится оце-
ночным. А дальше начинаются уже сложные неоднозначные полифункциональные
взаимоотношения между потребностью, мотивом, целью, ценностью,
структурой ценностей, их иерархии, т.е. начинается то, что называется
"человек", Потому что человек может задерживать удовлетворение
непосредственного " хочу" за счет подчинения его некой перспективе,
человек строит планы, что-то задерживает, что-то реализует. Задержка во
времени, период формирования идеальной модели - это очень интересный
момент для изучения. Вопрос только - зачем его изучать?
Профессиональному психологу это знание нужно, потому что оно входит
в его профессию. Он собирается помогать в случаях нарушений
самоосознаваний или еще в каких-то случаях. А если человек не собирается
стать профессиональным психологом? Нужно ли ему такое знание о себе, с
такой степенью подробности? Вот, Майя, как ты думаешь?
- Не очень, наверное.
И.Н.- Правильно совершенно. Почему? Пауза. Вот видите, ответить на
вопрос "нужно - не нужно" легче, чем на вопрос "почему?". Дело в том,
что такой быстрый ответ: "Ну, наверное, нет" - опирается на
неосознаваемую структуру собственных ценностей и их иерархическую
соподчиненность. Человек, как правило, сразу знает, "да" он ответит или
"нет". Дальше только вопрос: как это оформить? Но знает он сразу.
Обычно, когда начинается оформление ответа, возникает конвенциональное
поведение. А вот ответить на вопрос "почему?" невозможно быстро, для
этого нужно ментальное обоснование.
До какой степени человеку необходима рефлексия самого себя? Своего
устройства? Это зависит от ответа на вопрос "для чего?". Это следующий
вопрос. Чтобы ответить "Почему не надо?", нужно ответить "А для чего это
может быть надо?". Этот очень сложный вопрос порождает, как только мы в
него углубляемся, огромную деятельность. Те, кто чувствует в себе
потребность в самопознании, должны помнить простое правило:
вмешательство наблюдателя в любую реальность - объективную или
субъективную - меняет саму реальность. Это закон, о котором должен
помнить каждый ученый: введение прибора, измеряющего некий параметр
некой физической реальности, изменяет эту физическую реальность. Значит,
как только вы начинаете наблюдать за миром, мир изменяется, потому что
он включает в себя и вас, наблюдающего. Это нужно помнить. Когда я
говорю, что субъективная и объективная реальность взаимосвязаны, то
ученые начинают меня обвинять в психизме. В сведении всего к психологии.
Я отвечаю: "Извините, товарищи. Физики утверждают: расщепление атомов
без наблюдателя происходит одним образом, а с наблюдателем - другим."
Это фундаментальнейший факт устройства реальности. Поэтому всякое знание
о себе есть изменение себя. Другое дело, что можно сделать вид, что нич-
его не происходит. Но это тоже изменение, потому что нужно делать вид,
который раньше не нужно было делать.
Очень важно понять разницу между движением от цели к цели и
движением от смысла к смыслу, движением внутри смысла. Довольно часто
обнаруживается, что, пытаясь ответить на вопрос, в чем смысл его
действий, человек сообщает о том, зачем он это делает. Например: "В чем
смысл твоей турпоездки?" - "Увидеть то, что я хотела увидеть". Это
классический пример. Человека спрашивают о смысле действия, он начинает
перечислять цели, пытается описать содержание своего действия
перечислением некоторых целей и попыток их реализации.
Какое отношение это имеет к смыслу? Достигая одну и ту же цель,
можно реализовывать через нее самые различные смыслы. Вся сложность в
том, что смысл нельзя получить. Смысл можно только создать.
Смыслообразующая функция человека, смыслообразующая деятельность -
всегда творческая. И когда мы говорим, что главное - всегда помнить,
зачем ты что-то делаешь, мы имеем в виду память о смысле, который
реализуется в твоей деятельности. Когда мы пытаемся поставить вопрос, в
чем смысл жизни, мы начинаем предлагать различные цели, не понимая той
относительно простой вещи, что смысл, даже если он порожден не вами, а
присвоен, уже открытый или созданный другим человеком, требует ре-
ализации, ибо смысл обнаруживает себя только в реализации. В этом месте
скрывается причина многих недоразумений, при попытках что-либо понять
про духовные традиции и духовные учения.
Реализовывать смысл можно никуда не двигаясь. Можно поставить одну
единственную цель: реализовать смысл, тогда стороннему наблюдателю будет
виден человек, который как бы ни к чему не устремлен, никаких целей не
добивается, психологически он как бы на одном месте.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22