Библиотека >> Не рычите на собаку!
Скачать 132.85 Кбайт Не рычите на собаку!
В свою очередь, бихевиористов беспокоит
то, что в обществе они видят много ситуаций, в которых правильное использование
подкрепления могло бы дать хороший эффект, а вместо этого мы с дурацким упорством
продолжаем выбирать неправильные решения. Например, мы предоставляем вооружение
и помощь странам, которые, как мы надеемся, будут к нам после этого более расположены.
Продолжаем! Подкрепление кого-либо в надежде на собственную выгоду никогда не
работает; это приводит к обратным результатам даже на простейшем уровне: "Она
пригласил меня на праздник только для того, чтобы получить подарок, терпеть
ее не могу"; "Тетушка Тиша чрезвычайно мила сегодня, интересно, что
старая бестия хочет на этот раз". И я не знаю, лучше ли наша жесткость
в отношении стран, ведущих себя неправильно. А что, если им все равно? А если
их первейшей задачей является досадить нам? Я понимаю, что это может быть упрощением,
но я все же полагаю, что бесконечное повторение такого поведения нации, о котором
любой дрессировщик крысы может сказать, что оно не приведет к достижению цели,
является непростительным простодушием. Нация, так же как и каждый отдельный
индивидуум, должны постоянно задавать себе основной вопрос тренера: что в действительности
я подкрепляю? Законы подкрепления — мощное орудие. Но свод правил гораздо более
гибок, чем некоторые предполагают и даже более гибок, чем иным хотелось бы.
Чтобы подкрепление действовало, оно должно быть вовлечено в процесс постоянного
изменения, постоянной обратной связи, постоянного роста.
Применяющий подкрепление начинает осознавать дуалистическую, двустороннюю природу этого общения. Он больше узнает о других и, неизбежно, лучше познает себя. Можно сказать, что тренировка является тем процессом, который требует одновременного присутствия внутри и вне собственной шкуры. Кто обучает и кто обучается? Оба меняются местами и оба учатся. Некоторые видят в теории подкрепления способ контроля, манипулирования или ограничение свободы личности или общества. Но изменения общества должны начинаться с изменения отдельных личностей — со сдвигов, которые принесут личную пользу — точно так же, как видовые изменения должны начинаться на уровне одного гена. Социальные изменения не могут быть навязаны сверху — по крайней мере навязаны надолго (произведение "1984 год" Оруэлла написано неверно с биологической — точки зрения). Живые существа имеют право не только на пищу и убежище, но и на подкрепляющее окружение. Использование и понимание подкрепления является тем индивидуальным опытом. Который может пойти всем на пользу. Совершенно не ограничивая нас, оно открывает дорогу для приобретения нового опыта, и будучи осознанным, усиливает не механические аспекты жизни, а богатство и удивительное разнообразие всего поведения. | ||
|