Библиотека >> Статьи.
Скачать 56.61 Кбайт Статьи.
Они верили в
Него как в факт высшего порядка и ждали от Него установления Царства Божия,
так же как внешнего факта. И именно на них, на этих избранниках, на этой
соли земли, мы лучше всего можем видеть, как мало значит такая вера в
Божественное как во внешний сверхъестественный факт. Не случайно, конечно, в
знаменитой гл. XVI Матфея поставлены рядом: величайшая по хвала Петру за его
горячее исповедание правой веры и затем такое к тому же Петру: "Отойди от меня,
сатана; соблазн ты мне, потому что мыслишь не по-божески, а по-человечески".
Значит, можно иметь самую ревностную, самую пламенную и самую православную веру
и, однако же, не иметь Духа Божия и уподобляться сатане, как и в другом месте
Нового завета говорится: "И бесы веруют и трепещут". И чем с большею ревностью и
прямолинейностью проявляется внешним образом такая вера, тем она не только
противнее Духу Христову, но тем менее в ней самой внутренней мощи и прочности.
Не напрасно опять-таки рассказано в евангелиях, как тот же ревностный ученик
Христов отрубил ухо слуге первосвященника для защиты своего Учителя, а затем в
ту же ночь три раза отрекся от Него. Приписывать эту несостоятельность веры
Петровой его особенному характеру - это все равно, что вину псевдохристианского
фанатизма и насильничества сваливать, как это у нас принято, на одну западную
католическую церковь, для которой апостол Петр признается специальным
прототипом. Но в Евангелии нечто подобное рассказывается и о любимом ученике
Христовом - об Иоанне, этом прототипе, как иные думают, нашего восточного
православия.
"Заговорил Иоанн и сказал: Наставник! Мы видели какого-то человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не следует за нами. И сказал ему Иисус: Не запрещайте, ибо, кто не против нас, тот за нас ". "И было, что исполнялись дни взятия Его (от земли), и Он уставил лице Свое идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим. И, идя, вошли в село самарянское, чтобы приготовить Ему. И не приняли Его (там), потому что лице Его было, как у идущего в Иерусалим. Видя же (это), ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи, хочешь, скажем, чтоб огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? - Обернувшись же, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, но спасать. - И пошли в другое село" (Лук. IX, 49-56). Если главное дело в вере, то уж на что, кажется, сильнее веры, когда сейчас же, без малейшего сомнения готовы огонь с неба низводить; и, однако, при такой великой, по-видимому, вере Иаков и Иоанн не знали духа Христова, и именно потому не знали, что верили более всего в Его внешнюю чудодейственную силу. Эта сила была, но не в ней было дело. II Только после внешней разлуки дух Христов внутренне овладел апостолами и переродил их. Так же овладел он и тою первою общиною верующих в Иерусалиме, у которых, по словам Деяний Апостольских, было одно сердце и одна душа. Но церковь в обширном смысле, христианское человечество во всем своем объеме до сих пор еще не дожило до своей Пятидесятницы; оно также внешним образом относится ко Христу, как относились апостолы во время Его земного жития, - оно также еще не научилось мыслить по-божьи, также не знает, какого оно духа. Чем шире распространялась проповедь о новом духовном Адаме по языческому миру, тем более сопротивления и упругости оказывал ветхий, плотский Адам. Уже в Апостольских Посланиях к различным церквам решительно преобладает обличительный характер, уже в этих первых христианских общинах, рядом с особыми духовными дарами, появляются и особые безобразия (см. Посл. ап. Павла к коринфянам). Давнишнее и весьма распространенное представление об эпохе до Константина Великого как о времени идеальной чистоты, как о золотом веке христианства может быть допущено лишь с большими ограничениями. Разница, конечно, была, но полной противоположности не было между последующими веками и теми первыми. Вообще и в то время большинство христиан относилось к Царству Божию внешним образом, ожидало его пришествия как внешней чудодейственной катастрофы, которая должна разразиться не сегодня, так завтра. Но, несмотря на грубость такого взгляда, самая эта предполагаемая близость конца мира, с одной стороны, а с другой - еще более близкая возможность мученичества поддерживали тогдашних христиан на известной духовной высоте и не позволяли практическому материализму брать верх. Конечно, гонения не были явлением обычным, повсеместным и повседневным. Безусловно, всеобщих гонений - во всей Римской империи - не бывало вовсе; гонения обширные продолжались очень короткое время; большинство же гонений имело местный и случайный характер. Но так как были римские законы, в силу которых можно было преследовать христианство в качестве уголовного и государственного преступления, то возможность мученичества всегда и везде висела над христианами и придавала очищающий, трагический характер их жизни. | ||
|