Библиотека >> Статьи.
Скачать 56.61 Кбайт Статьи.
д. Во всем этом, несомненно, воплощается идея, но лишь
самым общим и поверхностным образом, с внешней своей стороны. Этой поверхностной
материализации идеального начала в природной красоте соответствует здесь столь
же поверхностное одухотворение материи, откуда возможность кажущегося
противоречия формы с содержанием: типически злой зверь может быть весьма
красивым (противоречие здесь только кажущееся именно потому, что природная
красота по своему поверхностному характеру вообще не способна выражать идею
жизни в ее внутреннем, нравственном качестве, а лишь в ее внешних, физических
принадлежностях, каковы сила, быстрота, свобода движения и т. п.). С этим
же связано и третье существенное несовершенство природной красоты: так как она
лишь снаружи и вообще прикрывает безобразив материального бытия, а не проникает
его внутренне и всецело (во всех частях), то и сохраняется эта красота
неизменною и вековечною лишь вообще, в своих общих образцах - родах и
видах, каждое же отдельное прекрасное явление и существо в своей собственной
жизни остается под властью материального процесса, который сначала прорывает его
прекрасную форму, а потом и совсем его разрушает. С точки зрения натурализма эта
непрочность всех индивидуальных явлений красоты есть роковой, неизбежный закон.
Но чтобы примириться хотя бы только теоретически с этим торжеством
всеразрушающего материального процесса, должно признать (как и делают
последовательные умы этого направления) красоту и вообще все идеальное в мире за
субъективную иллюзию человеческого воображения. Но мы знаем, что красота имеет
объективное значение, что она действует вне человеческого мира, что сама природа
не равнодушна к красоте. А в таком случае, если ей не удается осуществить
совершенную красоту в области физической жизни, то недаром же она путем великих
трудов и усилий, страшных катастроф и безобразных, но необходимых для
окончательной цели порождений поднялась из этой нашей области в сферу
сознательной жизни человеческой. Задача, не исполнимая средствами физической
жизни, должна быть исполнима средствами человеческого творчества.
Отсюда троякая задача искусства вообще: 1) прямая объективация тех глубочайших внутренних определений и качеств живой идеи, которые не могут быть выражены природой; 2) одухотворение природной красоты и чрез это 3) увековечение ее индивидуальных явлений. Это есть превращение физической жизни в духовную, т. е. в такую, которая, во-первых, имеет сама в себе свое слово, и Откровение, способна непосредственно выражаться вовне, которая, во-вторых, способна внутренне преображать, одухотворять материю или истинно в ней воплощаться и которая, в-третьих, свободна от власти материального процесса и потому пребывает вечно. Совершенное воплощение этой духовной полноты в нашей действительности, осуществление в ней абсолютной красоты или создание вселенского духовного организма есть высшая задача искусства. Ясно, что исполнение этой задачи должно совпадать с концом всего мирового процесса. Пока история еще продолжается, мы можем иметь только частные и отрывочные предварения (антиципации) совершенной красоты; существующие ныне искусства, в величайших своих произведениях схватывая проблески вечной красоты в нашей текущей действительности и продолжая их далее, предваряют, дают предощущать нездешнюю, грядущую для нас действительность и служат таким образом переходом и связующим звеном между красотою природы и красотою будущей жизни. Понимаемое таким образом искусство перестает быть пустою забавою и становится делом важным и назидательным, но отнюдь не в смысле дидактической проповеди, а лишь в смысле вдохновенного пророчества. Что такое высокое значение искусства не есть произвольное требование, явствует из той неразрывной связи, которая некогда действительно существовала между искусством и религией. Эту первоначальную нераздельность религиозного и художественного дела мы не считаем, конечно, за идеал. Истинная, полная красота требует большего простора для человеческого элемента и предполагает более высокое и сложное развитие социальной жизни, нежели какое могло быть достигнуто в первобытной культуре. На современное отчуждение между религией и искусством мы смотрим как на переход от их древней слитности к будущему свободному синтезу. Ведь и та совершенная жизнь, предварения которой мы находим в истинном художестве, основана будет не на поглощении человеческого элемента божественным, а на их свободном взаимодействии. Теперь мы можем дать общее определение действительного искусства по существу: всякое ощутительное изображение какого бы то ни было предмета и явления с точки зрения его окончательного состояния, или в свете будущего мира, есть художественное произведение. III Эти предварения совершенной красоты в человеческом искусстве бывают трех родов: 1) прямые или магические, когда глубочайшие | ||
|