Библиотека >> Статьи.
Скачать 56.61 Кбайт Статьи.
В войнах своих, которые велись все с большею и
большею жестокостью и все с меньшим и меньшим успехом, императоры старались
охранять границы христианского мира, особенно с восточной стороны, сначала
против языческих персов, а потом против мусульманства. Насколько эти войны
уберегли семена христианской религии от внешнего истребления в Передней Азии и
на Балканском полуострове - они составляют, конечно, историческую заслугу
Византийской империи; другая, большая ее международная заслуга состоит в
передаче христианства России. Собственно религиозная деятельность императоров,
кроме похвальных примеров личного благочестия, имела, в общем, цель далеко не
похвальную: приспособить по возможности христианскую истину к внешним
потребностям и временным нуждам полуязыческого государства; отсюда, между
прочим, покровительство ради мнимой государственной пользы различным ересям,
частию собственного сочинения, каковы монофелитство и иконоборчество.
Дело историков - оценивать отдельные заслуги "второго Рима" и находить смягчающие обстоятельства для его грехов. В окончательном суждении должно сказать, что Византия не исполнила своего исторического призвания. Во внутренней политике она слишком охраняла полуязыческое status quo, не думая о христианском усовершенствовании общественной жизни, вообще же подчиняла все внешнему интересу военной защиты. Но именно вследствие этих односторонних забот она потеряла внутреннюю причину своего бытия, а потому не могла исполнить и внешней своей задачи и погибла печальным образом... Впервые опубликовано: Вестник Европы, 1895 г., №12. <<1>> Городской - значит образованный, как деревенский - напротив, дикий, невежественный. И эта связь понятий, первоначально выяснившаяся в сознании греков, перешла от них и к другим нациям: urbanus, urbain, poli, civil, civilise - и наоборот: agrestis, rudis, rusticus и т. д. <<*1>> Спасение государства - верховный закон (лат.). Владимир СоловьевОб упадке средневекового миросозерцания
Реферат, читанный в заседании Московского Психологического общества 19 октября 1891 года Средневековым миросозерцанием я называю для краткости исторический компромисс между христианством и язычеством, - тот двойственный полуязыческий и полухристианский строй понятий и жизни, который сложился и господствовал в средние века как на романо-германском Западе, так и на византийском Востоке. Обыкновенно и противники и защитники средневекового миросозерцания одинаково принимают его за само христианство или, во всяком случае, признают между ними такую неразрывную связь, как между содержанием и соответствующей ему формой. Я нахожу полезным и важным выяснить, что христианство и средневековое миросозерцание не только не одно и то же, но что между ними есть прямая противоположность. Этим самым выяснится и то, что причины упадка средневекового миросозерцания заключаются не в христианстве, а в его извращении и что этот упадок для истинного христианства нисколько не страшен. I Сущность истинного христианства есть перерождение человечества и мира в духе Христовом, превращение мирского царства в Царство Божье (которое не от мира сего). Это перерождение есть сложный и долгий процесс, недаром же оно в самом Евангелии сравнивается с ростом дерева, созреванием жатвы, вскисанием теста и т. п. Но разумеется, христианское перерождение человечества не может быть только естественным процессом, не может совершаться само собою, путем бессознательных движений и перемен. Это перерождение есть процесс духовный ("Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится водою и духом, не может войти в Царствие Божие"), в нем должно непременно участвовать само человечество своими собственными силами и своим сознанием. Существенное и коренное отличие нашей религии от других восточных, в особенности от мусульманской, состоит в том, что христианство как религия богочеловеческая предполагает действие Божие, но вместе с тем требует и действия человеческого. С этой стороны осуществление самого Царства Божия зависит не только от Бога, но и от нас, ибо ясно, что духовное перерождение человечества не может произойти помимо самого человечества, не может быть только внешним фактом; оно есть дело, на нас возложенное, задача, которую мы должны разрешать. Не менее ясно и то, что за раз, одним актом эту задачу не только разрешить, но и сознать во всем ее значении невозможно. Обращение и перерождение даже единичного человека вдруг не совершается. Возьмем личных учеников Христа. Если кто, то они имели все удобства для полного и быстрого духовного возрождения. И однако, во всю земную жизнь Спасителя и потом до самой Пятидесятницы мы такого возрождения не замечаем. Они остаются такими, какими были. Явление Христа поразило их. Его духовная сила привлекла их и привязала к Нему, но не переродила. | ||
|