Библиотека >> Доктор Рудольф Штейнер.
Скачать 10.07 Кбайт Доктор Рудольф Штейнер.
Позднее, во время своего студенческого периода в Венском
университете, с 1879 года, он сделался большим поклонником философии Гегеля,
которая и должна была более всех других философских систем удовлетворять его
своим широким трансцендентальным идеализмом. Но его ясновидящий и проницательный
ум не удовольствовался спекулятивной философией: Р. Штейнер искал точных основ
для своего миросозерцания, и это заставило его основательно изучать математику,
а из естественных наук физику, химию, минералогию, ботанику и зоологию. Рядом с
изучением естественных наук он основательно познакомился со всемирной
литературой под руководством профессора Шроера; с его помощью он выработался в
тонкого знатока поэтического и литературного творчества как древних, так и
новейших времен.
В венский период своей жизни, длившийся с 1879 до 1889 года, доктор Штейнер написал несколько трактатов по зоологии, геологии и по теории красок; в то же время он давал уроки в семейных домах и был редактором веской газеты "Die Deutsche Wochenschrift". С 1889 года его пригласили заведовать архивом Гёте и Шиллера в Веймар и редактировать новое издание гётевских произведений. Веймарский период его жизни продолжался с 1890 года по 1897 год. За это время он написал несколько книг, в том числе "Wahrheit und Wissenschaft" и "Philosophie der Freiheit". В 1897 году доктор Штейнер переселился в Берлин, где читал лекции и продолжал свои литературные труды; здесь он познакомился с немецким отделом всемирного теософического общества, а в 1902 году присоединился к нему. Вскоре после того он был избран представителем германского теософического общества, в то время весьма немногочисленного и малодеятельного; в короткое время влил он в немецкое теософическое движение столько жизни и энергии и поднял его на такую высоту, что в настоящее время германский отдел является рядом с английским самым многочисленным и деятельным в Европе. В быстром возрастании успеха и в широком распространении германского теософического движения большую роль сыграла замечательная женщина, наша соотечественница, Мария Яковлевна Сиверс, родившаяся и воспитанная в России. Она взяла на себя всю организационную часть теософической работы и вела ее с неутомимой энергией и тонким тактом. Обладая прекрасным литературным и художественным образованием, превосходно владея несколькими европейскими языками, Мария Яковлевна помогала доктору Штейнеру не только в организационной работе, но и в его литературных трудах; она записывала его лекции и беседы и сама принимала деятельное участие и оригинальными статьями, и прекрасными переводами в журнале доктора Штейнера "Lucifer Gnosis". Она разделяла все его планы и работы, и когда он задумал влить новую духовную струю в драматическое искусство и с этой целью начал ставить мистические произведения Шюре, которые своим содержанием напоминают древние мистерии, Мария Яковлевна, обладающая выдающимся драматическим талантом, оказала доктору Штейнеру и здесь свое содействие, превосходно исполняя главные роли. В этот же период, начиная с 1903 г., пишущая эти строки познакомилась лично с доктором Штейнером, много раз слушала его лекции и имела возможность делать непосредственные наблюдения над характером и размером его теософической деятельности. Необыкновенные свойства доктора Штейнера, делающие его единственным среди замечательных людей не только нашего времени, но и всех времен, заключаются в сочетании в одном и том же лице самых разнообразных талантов и дарований: ученый в современном смысле слова, глубокий философ, ясновидящий оккультист, тонкий ценитель поэзии и искусства, мистик и замечательный оратор, он выступает в защиту своего миросозерцания в таком несокрушимом все оружии, которое не боится никакой критики и никаких проверок, и проповедуемые им теософические учения он ставит на незыблемую в глазах современников основу науки и логики. Он поставил себе задачей в своих многочисленных лекциях, которые затрагивают самые разнообразные стороны мировой и человеческой жизни, касаться только таких вещей, относительно которых ему известны все гипотезы современной науки. Так, в вопросах, касающихся явлений теплоты, Рудольф Штейнер в своей "Geheimwissenschaft" (Очерк тайноведения) высказывает взгляды, не совпадающие с принятыми научными теориями, но он делает это после глубокого изучения всех научных гипотез, касающихся тепловых явлений; или, касаясь оккультного строения человека и говоря о значении различных желез, он в то же время знает все, что современная медицина установила относительно строения и значения желез с научной и с клинической точки зрения. С другой стороны, и все течения философской мысли, начиная с Канта и кончая современным прагматизмом, известны ему во всех частностях. Какой шириной и ясностью мысли отличаются философские построения доктора Штейнера, можно судить по его произведениям: "Erkenntnisstheorie der Goetheschen Welfanschauung", "Wahrheit und Wissenschaft", "Philosophie der Freiheit", "Goethes Weltanschauung", "Welt und Lebensanschauungen im neunzehnten Jahrhundert". | ||
|