Библиотека >> Доктор Рудольф Штейнер.
Доктор Рудольф Штейнер.
Е. Писарева. Доктор Рудольф Штейнер
Е. Ф. ПисареваДоктор Рудольф Штейнер Биографический очерк
Чтобы отдать должное доктору Штейнеру и представить во всем его истинном значении, потребовалось бы не короткое предисловие к его книге, а целое исследование, в котором отразились и духовные запросы современного сознания, и та глубина, с какой лекции и книги доктора Штейнера отвечают на эти запросы. Если мы оглянемся на то наследие, которое нам оставило истекшее столетие, мы увидим, что развитие интеллекта во всех областях науки достигло своего апогея. В академиях, лабораториях и клиниках напряженная работа человеческого ума завоевала у физической природы столько новых областей, раскрыла столько ее тайн, победила столько естественных преград, что неудивительно, если вся наша культура приняла одностороннее, чисто интеллектуальное направление. Девятнадцатый век увлекался великими завоеваниями науки до полного забвения, что человек состоит не из одного интеллекта, что у него есть сердце, требующее любви и запросы духа, удовлетворить которые не может одна внешняя красота. Увлечение это было естественно, но если оно будет длиться чрезмерно, оно искалечит людей, потому что одностороннее развитие вызывает неправильный рост. И эта опасность уже сказывается в свойствах современных культурных европейцев: гиганты по интеллекту в сравнении со своими ближайшими предками, мы выросли с атрофированными сердцами, с зачаточной волей и с больным недоверием к нашей собственной божественной природе. Великая школа жизни дает нашему поколению один из самых ярких своих уроков: она учит, что завоевания разума, не содействующие нравственному росту людей, не имеют цены, что все технические победы и все усовершенствования внешних форм жизни не прибавят ни на йоту счастья на земле, если они будут применяться эгоистами, не думающими о других. Уроки нашей современной жизни до того прозрачны по своему внутреннему смыслу, что только люди, неспособные пролагать новые пути мысли, могут не прочесть этого смысла. Для них и книга доктора Штейнера, и вся его деятельность останутся непонятными и чуждыми. Но для того, кто не в состоянии мириться с современной действительностью и кто ищет высшего смысла жизни, теософические учения доктора Штейнера дадут поразительные по своей оригинальности и глубине ответы на темные загадки жизни, и в то же время они раскроют перед ним методы внутренней работы, которая, ускоряя внутренний рост человека, может привести его к опытному познанию высших миров. Учения доктора Штейнера раскрывают глубокие знания древних Посвященных в критическую эпоху европейской жизни, когда разрыв между разумом и чувством, наукой и религией дошел до своих пределов. Они спаивают эту рознь в единство и, миря враждующие науку и религию, строят из их синтеза широкое, всеобъемлющее религиозное сознание. "Восстановить союз религии и науки, внести Бога в науку и Природу в религию и таким образом духовно оплодотворить искусство и жизнь" вот задача доктора Штейнера, как он сам определил ее. Личные свойства, во всеоружии которых доктор Штейнер вступил на свой путь, настолько необычайны, что они делают его выдающимся явлением не только среди оккультистов и теософов, но и среди всех ученых мыслителей нашего времени. Внешняя рама его жизни следующая: он родился в 1861 году в семье небогатого чиновника, в маленьком городке Верхней Австрии Кральевечь на Драве, а детство провел поблизости от Вены, в живописных провинциальных городках Мотлин, Поттшах и Сан-Миклас на границе Штирии и Венгрии, вблизи от Карпат. В биографическом очерке Шюре, приложенном к французскому переводу "Как достичь познания высших миров", упоминается о том, что мальчиком он принимал участие в церковном богослужении, и что поэзия католической обедни и глубина ее символизма имела над ним какую-то особую чарующую силу; в то же время, с самого детства он обладал ясновидением и его ужасало несоответствие внутреннего настроения церковнослужителей с красотой богослужения. Шюре приводит еще одну интересную черту, касающуюся юношеского периода доктора Штейнера: в пятнадцатилетнем возрасте он познакомился с собирателем трав, обладавшим замечательной способностью определять не только вид, семейство и жизнь растений во всех подробностях, но, также и скрытые свойства каждого растения. Он видел исходящие из растений жизненные токи, их эфирные двойники и то, что в оккультизме называется элементариями растительного царства. Он говорил обо всем этом как о вещах самых обыкновенных, спокойно и точно, а его молодой слушатель находил во всех его описаниях подтверждение своим собственным духовным прозрениям. На мой личный вопрос: какая книга имела особенно сильное влияние на его развитие в юности, доктор Штейнер отвечал: "Геометрия Мочника". С 16-ти лет Рудольф Штейнер погрузился в изучение Канта, а затем Фихте и Шеллинга. | ||
|