Библиотека >> Доктор Рудольф Штейнер.
Скачать 10.07 Кбайт Доктор Рудольф Штейнер.
В отношениях Р. Штейнера к позитивной науке особенно ярко отразилась широкая терпимость его миросозерцания и его глубокое проникновение в смысл исторического процесса. Особенно интересна в этом смысле его книга "Hackel und seine Gegner", написанная в защиту Геккеля против врагов знаменитого ученого. В Геккеле, которому "он даже посвятил свое произведение "Welt und Lebensanschauungen im neunzehnten Jahrhundert", он высоко ценит стремление создать философию жизни, объединить научные знания в цельное миросозерцание; несмотря на то, что философия Геккеля носит на себе все признаки материализма, доктор Штейнер считает его учения, стройно объединяющие все явления физической жизни, отличным введением к учениям теософии, при условии, что геккелевская механическая причина мирового бытия будет заменена причиной разумной. Главной разницей между монизмом Геккеля и философией доктора Штейнера является то, что геккелевский монизм не заключает в себе нравственного начала: с его точки зрения все мировые явления, от мельчайших химических соединений до высочайшего человеческого духовного творчества, развиваются естественно-механическим путем, и все, могущее объяснить их, заключается внутри самого физического мира. Поэтому, всякая человеческая действительность с точки зрения монизма есть лишь частица всеобщей мировой деятельности, и деятельность эта не стоит ни в какой связи с высшим нравственным мировым порядком, и нисколько не зависит от него. Доктор Штейнер признает не менее Геккеля эволюционный процесс мира и человека, но он считает его недостаточным для объяснения мирового прогресса и видит позади всех видимых явлений нашего физического мира невидимые явления сверхфизических миров; другое положение, лежащее в основе всех его воззрений, состоит в том, что благодаря развитию новых способностей, имеющихся в зачатке у всех людей, человек может проникнуть в эти сверхфизические миры. Тогда как для современной науки границы человеческого познания непереходимы, теософические учения доказывают, что рядом с физическими чувствами, для которых открыт один лишь физический мир, можно развить новый способ познавания, который и приведет человека к сознательному общению с невидимыми мирами. В этом коренная разница между наукой и теософией, начинающей свои исследования, собственно говоря, с той грани, на которой наука кончает свои. Естественнонаучный монизм сводит всю мировую деятельность к механическим причинам; он отрицает предусмотренные и целесообразные причины, предполагающие разумное деятельное начало позади всего эволюционного процесса; из этого следует полное отрицание свободной воли и признание всей человеческой этики за естественный продукт постепенного развития. Именно в этих вопросах нравственного порядка между теософией и современным естественнонаучным мировоззрением раскрывается целая бездна. Последнее бессильно в вопросах нравственного порядка и может дать лишь поверхностные ответы, которые не в состоянии удовлетворить человека, глядящего в глубь явлений. Будущее за теософией, потому что в сознании современного мира поднимается бесчисленное количество вопросов, на которые могут ответить только "сверхчувственные истины". "Через прозрение в мир сверхчувственный научается человек твердо и уверенно стоять в жизни. Он научается познавать причины жизненных явлений, тогда как без такого прозрения человек, подобно слепому, нащупывает свою дорогу в лабиринте последствий", говорит доктор Штейнер, Лишь через познание "невидимой действительности" получает видимая действительность весь свой смысл. Вот почему человек, способный связывать явления потусторонние с явлениями земного мира, не только не отрывается от жизни, как многие думают, но становится несравненно пригоднее для жизненного творчества. Лекции доктора Штейнера поражают своей жизненностью, могучей нравственной силой своих идей и неотразимой логикой своих выводов. Он говорит о самых высоких вопросах, о Логосе, о процессе эволюции, о невидимых мирах, об оккультном строении человека, и при этом лекции его не отрывают от жизни, а служат жизни. Представления современных людей о теософах, как о мечтателях, далеких от жизни, глубоко неверно. Несомненно, что теософы приобретают внутреннее спокойствие и, никогда не впадая в уныние и отчаяние даже среди самой тяжелой действительности, не теряют почвы под ногами; но это происходит не вследствие их оторванности от реальной жизни, а благодаря оккультным знаниям, которые дают им проникновение в смысл явлений и ключ к разумному объяснению самых тяжелых загадок жизни. В своих лекциях доктор Штейнер никогда не упускает из виду запросы действительности, но он освещает их всегда с точки зрения их абсолютной нравственной ценности. Весь смысл его теософических учений сводится к тому, что мировая деятельность связана неразрывным единством, что благо или страдание одного отражается благом или страданием на всех. | ||
|