Библиотека >> Философский анализ проблемы метода изучения иррационально-мистических аспектов традиционных культур.
Скачать 11.35 Кбайт Философский анализ проблемы метода изучения иррационально-мистических аспектов традиционных культур.
Нас могут посетить глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличностные проблемы. Мы можем также испытать необычайные откровения, затрагивающие различные аспекты природы и космоса и намного превосходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку. Большинство этих интереснейших прозрений, которые открываются в холотропных состояниях, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем» [6, с.17].
Таким образом, мы показали, что сверхчувственные восприятия и интуитивные прозрения, возможно, есть проявления неких интегральных свойств человека, его психической и телесной природы. Проявление этих свойств требует значительно большей интегрированности психофизической структуры человека, чем в нормальном состоянии сознания. В трансперсональной психологии такие состояния называются холотропными. Можно, однако, задаться вопросом: есть ли пределы человеческого интеллектуального познания? Мистики и традиционалисты дают положительный ответ на этот вопрос. Рассматривая универсальное как бытие, можно найти оппозицию ему — это небытие. Многие традиционные метафизические доктрины, такие как неоплатонизм, адвайта–веданта, даосизм полагают, что бытие и небытие являются аспектами Абсолюта. Но здесь мы уже входим в область чистого мистицизма и, по словам основателя одной из влиятельнейших школ духовного развития Ошо Раджниша (см., например, [13]), сказать об этом уровне реальности уже ничего нельзя, т.е. бесполезно пытаться выразить познание этого уровня Абсолюта в понятиях. Вывод основных принципов изучения иррационально-мистических аспектов традиционных культур. Из вышеприведенных соображений о природе мистического опыта вытекает ряд принципов изучения иррационально-мистических аспектов традиционной культуры. В этнографии эти методы можно разделить на два основных: метод отстраненного (простого) наблюдения и метод включенного наблюдения. Рассмотрим сначала принципы, которым должно удовлетворять отстраненное наблюдение. Во-первых, следует отметить, что описание мистического опыта субъектом (а равно и наблюдателем) определяется его культурными архетипами. По этому вопросу существуют две гипотезы. Первая утверждает, что сам характер опыта, т.е. характер отношений с реальностью, определяется культурной средой. Вторая полагает, что мистический опыт одинаков во всех культурах и только его описание определяется культурной средой, т.е архетипами культуры, действующими в подсознании. Из этого следует, что вне зависимости от того, какой гипотезы придерживается исследователь, необходимо тщательное изучение религиозно-метафизической доктрины исследуемой культуры. Либо, если доктрина не присутствует в культуре в явном виде, как, например, в Индии и Китае, то необходимо ее вычленение из присущей изучаемой культуре мифологии. Вторым важным моментом является выявление архетипов данной культуры и изучение их характерных черт и их взаимосвязи с традиционной метафизической доктриной. После проведения наблюдений, используя знание традиционной метафизической доктрины и основных архетипов изучаемой культуры, необходимо осуществить интерпретацию описания наблюдения (непосредственного либо полученного от респондента) в терминах соответствующей традиционной метафизической доктрины и отношений соответствующих культуре архетипов, с возможным последующим переводом интерпретации в систему научно-философских категорий. Другим методом этнографического исследования является включенное наблюдение. Это, на наш взгляд, наиболее адекватный способ исследования иррационально-мистических аспектов традиционной культуры, т.к. исследователь при таком подходе получает весь набор опыта — больше задействуется сфера иррациональных способов познания. Кроме того, как мы говорили выше, мистическое переживание захватывает всю Самость, в то время как простое наблюдение относится преимущественно к сознательной области психической деятельности. Во включенном наблюдении можно выявить три основных этапа: обретение опыта, описание и анализ. Получение непосредственного опыта является основной задачей включенного наблюдения. При изучении иррационально-мистических аспектов культуры это будет, соответственно, мистический опыт. Одной из характерных особенностей такого опыта является трансформация личности субъекта этого опыта. Говоря о сверхчувственном познании, мы отмечали, что мистический опыт можно рассматривать как расширение сознания (кратковременное), т.е. трансперсонализацию. Такой опыт приводит к изменению мировоззрения субъекта и, как следствие, комплекс Эго (личность) «пересобирается» с учетом нового мировоззрения. Более подробно этот процесс рассматривался нами в статье «Ушу Тайцзи-цюань: философско-мировоззренческие основания и методы изучения» [14] на примере различных методов практического изучения ушу, созданного китайскими даосами, на Западе и в России. Принципы описания и анализа результатов включенного наблюдения в общем аналогичны соответствующим принципам отстраненного наблюдения, но есть некоторые особые моменты — это самонаблюдение и самоанализ, что требует особых психологических навыков. | ||
|