Библиотека >> Мир как воля и представление
Скачать 403.34 Кбайт Мир как воля и представление
Античная философия изначально была связана с традицией атонального (от греч. "агон", борьба) использования слова в качестве инструмента публичной аргументации в пользу того или иного решения (отсюда – диалог как способ актуального выяснения философской истины, диалектика как умение ставить вопросы и отвечать на них). Кристаллизация теоретико-познавательных и формально-логических проблем, происходившая в упоминаемых Шопенгауэром школах, приводила к формулировке парадоксов, апорий, софизмов, паралогизмов и часто – к субъективизму в их толковании. Все эти тенденции концентрированно выражались в существовании эристики как особого инструментального искусства спора ради спора, безразличного к объективной истине. Элеаты – см. выше, прим. 20; в частности Зенон Элейский был знаменит как автор апорий ("затруднений") "Ахилл и черепаха", "Копье", "Стадий" и др. Мегарцы – философы, принадлежавшие к школе, основанной Евклидом из Мегары, учеником Сократа. Известны рядом апорий (Евбулид: "Сорит", "Куча", "Лысый") и парадоксов; отрицали допустимость умозаключений по аналогии (Евклид); слыли эристиками – "спорщиками". Софисты – обозначение группы древнегреческих мыслителей сер. V – первой пол. VI вв. до н.э.; софист (от греч. "софос", "умелый", "мудрый"), первоначально – человек, сведущий в вопросах частной и общественной жизни, затем – платный учитель красноречия, диалектики, эристики. Характерная черта – интерес к теоретико-познавательным и гуманитарным вопросам, концентрированно выраженный в тезисе Протагора: "Человек есть мера всех вещей..."" ему же приписываются первые попытки систематизации умозаключений и введение в обиход словесных состязаний, в ходе которых спорящие прибегали к уловкам, получившим название софизмов – преднамеренно ошибочных, но выдающих себя за истинное рассуждение доказательств. Софизм Лжец формулируется следующим образом: "Вполне возможно, что лгун сознается, что он лгун. В таком случае он скажет правду. Но тот, кто говорит правду, не является лгуном. Следовательно, возможно, что лгун не является лгуном". Рогатый: "Что ты не потерял, ты имеешь. Рогов ты не потерял. Стало быть, ты рогат". Покрытый сводится к следующему рассуждению: – Знаешь ли ты этого покрытого человека? – Нет. – Но это твой отец. Значит, ты не знаешь твоего отца. Разум в нем. языке женского рода – die Vernunft. Контрадикторная противоположность – отношение между противоречивыми суждениями (понятиями), когда они оба вместе не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными: одно из них истинно, другое ложно; третьего не может быть. У Шопенгауэра – в переносном смысле: применительно к отношению взаимоисключения между рациональным и чувственным познанием, образующегося в теории из-за расплывчатости самого понятия чувства. Гете. Торквато Тассо II, 1. – Пер. С.Соловьева. Гансвурст (нем., "Ганс-колбаса") – комический персонаж немецкого народного театра. Эта эпиграмма звучит следующим образом: Сомнение совести Ближним охотно служу, но – увы! – имею к ним склонность. Вот и гложет вопрос: вправду ли нравственен я? Решение Нет другого пути: стараясь питать к ним презренье И с отвращеньем в душе, делай, что требует долг. (Шиллер И.Х.Ф. Собр. соч: В 8-и т. Т. I. – М.; Л., 1937. С. 164). Ср.: Кант. Критика чистого разума. Трансцедентальная аналитика. Кн.П. Введение. Скептики (от греч. "исследующий") – философы, принадлежавшие к направлению античной философии, основанному Пирроном из Элиды (конец V в. до н.э.). Опирались на аристотелевское учение о недостоверности чувственного знания; объявляли видимость единственным критерием истины, считали бессмысленной задачу обоснования общезначимых норм поведения. Философов, претендующих на знание объективной истины, считали догматиками, себя – ищущими истину. Новые академики – философы, принадлежавшие школе, основанной Платоном в 387 г. до н.э. и в лице Карнеада воспринявших идеи скептиков; основа этому была заложена еще в Древней Академии с ее склонностью к абсолютизации диалектических споров. Пиррон из Элиды (ок. 365-275 г. до н.э.) – греч. философ, основатель античного скептицизма. Полагал необходимой "воздержанность в суждении" ("эпохе") и считал ее основным методом философии. Согласно Пиррону, наши представления о вещах и суждения о них не могут считаться ни истинными, ни ложными, поэтому не следует склоняться ни к утверждению, ни к отрицанию, оставаясь "непоколебимым"" из такого отношения к вещам следует "атараксия" (невозмутимость) – освобождение от "бредового наваждения", включая преодоление страха смерти и боли. Паралогизм (греч., "неправильное рассуждение") – логические ошибки, совершаемые непреднамеренно (в отличие от софизма, ошибки, сделанной с намерением ввести кого-нибудь в заблуждение). Лат., "геометрическим способом", т. е. используя аксиоматически-дедуктивное построение. Употребляя ставшие крылатыми слова папы Мартина IV (1281-1285), Шопенгауэр иронизирует над ошибочной, на его взгляд, ньютоновской теорией цветов. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
| ||
|