Библиотека >> Феноменологическое познание пропедевтика и критика
Скачать 160.59 Кбайт Феноменологическое познание пропедевтика и критика
См. на эту тему обстоятельную, хотя и тенденциозно (про-хайдеггеровски) написанную книгу французского философа Ж.-М. Палмье. J.-M. Palmier. Les йcrits politiques de Heidegger. Paris, 1968.
J.-P. Sartre. Une Idйe fondamentale de la phйnomйnologie de Husserl: l'intentionnalitй. – J.-P. Sartre. Situations I. Paris, 1975, pp. 40-42. Сведущий читатель обратит внимание на то, что мы уже очутились в самом начале сартровского трактата "Бытие и ничто". См. J.-P. Sartre. L'кtre et le nйant. Paris, 1955, p. 14. Ibid., р. 404. Любителям можно было бы порекомендовать c. 431-484, 663-690 того же издания. См. на эту тему в нашей литературе: Н.В. Мотрошилова и Э.Ю. Соловьев. От защиты "строгой научности" к утверждению иррационализма. "ВФ", 1964, №5. З.М. Какабадзе. Проблема "экзистенциального" кризиса и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля. Тбилиси, 1966. П.П. Гайденко. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции. В кн.: Современный экзистенциализм. М., 1966. Г.M. Тавризян. Проблема человека во французском экзистенциализме. М., 1977. В.А. Лекторский. Субъект, объект, познание. М., 1980, с. 74-111. Глава 7 E. Husserl. Die Idee der Phдnomenologie, S. 24. Гуссерль с особым удовлетворением подчеркивал этот факт. Феноменология, по его словам, "в методологической строгости не уступает ни одной из современных наук". E. Husserl. Shorter Works, p. 10. E. Husserl. Cartesianische Meditationen, S. 161. Лев Шестов. Умозрение и откровение. Париж, 1964, с. 306. Лев Шестов. Апофеоз беспочвенности. Собр. соч., изд. 2-е, т. 4, СПб., (б. г.), с. 40-41. Не странное ли совпадение, что еще до встречи с Гуссерлем Шестов имел в России почитателя в лице талантливого гуссерлианца Г. Шпета? "Может показаться ироничным, – замечает один из современных исследователей феноменологии, – что философия, базирующаяся на поиске рационального оправдания всякой достоверности, должна была завершиться узаконением того, что греки считали областью "мнения" (т.е. доксических очевидностей – К. С.)". Richard Stevens. James and Husserl. The Foundations of Meaning. "Phaenomenologica", 60. The Hague, 1974, p. 125. Е. Husserl. Die Krisis der europдischen Wissenschaften..., S. 508. E. Husserl. Formale und transcendentale Logik, S. 242. E. Husserl. Ideen..., III, S. 75. Е. Husserl. Cartesianische Meditationen, S. 25-26. Е. Husserl. Zur Phдnomenologie des inneren Zeitbewusstseins, S. 75. Ibid., S. XVI. Из послесловия А. Ф. Лосева к книге: А. Хюбшер. Мыслители нашего времени. М., 1962, с. 337-338. Позволительно в этой связи сослаться на Шеллинга, который мог бы преподать феноменологии хороший урок реализма: "Во всем действительном, – говорит Шеллинг, – должно познавать двоякое, две совершенно различные вещи: что (was) есть сущее, quid sit, и что (dass) оно есть, quod sit. В первом случае ответ на вопрос: что (was) оно есть – дает мне возможность проникнуть в сущность вещи, или позволяет мне понять вещь, т.е. иметь о ней понятие или иметь ее самое в понятии. Но во втором случае усмотрение того, что (dass) оно есть дает мне не просто понятие, но нечто выходящее за пределы понятия, именно, само существование". F.J.W. Schelling. Sаmtliche Werke. Stuttgart, 1856, 2-te Abt., Bd. 3, S. 571. Немногие философы поняли это. Принцип связи, без которого не существовало бы ничего, не был познан. Но, промахнувшись в этом, они не достигли истинной мудрости" ("Охота за мудростью", гл. 25). | ||
|