Библиотека >> Время в пуранах и археологические данные
Скачать 18.47 Кбайт Время в пуранах и археологические данные
И вся эта драма происходит только один раз. Индивидуальная человеческая жизнь отражает этот процесс: за некоторыми исключениями, ортодоксальные христианские теологи не принимают концепцию трансмиграции души.
Современные исторические науки разделяют основные иудео-христианские предположения о времени. Согласно этим взглядам, Вселенная, в которой мы обитаем, есть уникальный случай. Человечество возникло на этой планете только один раз. История наших предков принимается как неповторимый, хотя и непредопределенный эволюционный путь. Будущий путь наших видов также уникален. Хотя этот путь официально непредсказуем, научные мифы проецируют возможное преодоление смерти посредством биомедицинской науки и господство эволюционирующих и путешествующих в космосе людей над всей Вселенной. Например, Институт Санта Фе (the Santa Fe Institute), спонсор нескольких конференций по «искусственной жизни», предсказывает перенос человеческого разума в машины и компьютеры, проявляющие сложные симптомы жизни, присущие живым существам (Лангтон - Langton 1991, p. xv). Таким образом «искусственная жизнь» становится окончательным и преображающим спасением для наших видов. Само собой напрашивается предположение о том, что современное объяснение человеческой эволюции является ересью иудео-христианства, которая скрыто удерживает фундаментальные структуры иудео-христианской космологии, истории спасения и эсхатологии и в то же время открыто обходится без основанной на священных писаниях концепции божественного вмешательства в происхождение видов, включая наш собственный. Это похоже на ситуацию с буддизмом как ересью индуизма. Обходясь без индуистских писаний и концепций Бога, буддизм, тем не менее, сохраняет основные индуистские космологические понятия, такие как циклическое время, трансмиграция и карма. Другая общая черта у современного объяснения человеческой эволюции и раннего христианства – это то, что люди появляются после других форм жизни. В библейской книге Бытия описано, что Бог творит растения, животных и птиц до человеческих существ. Для строгих буквалистов, этот временной интервал является коротким – люди созданы в последний из шести дней, причем имеются в виду нынешние солнечные дни. Другие считают, что дни, описанные в книге Бытия, являются эпохами. Например, во времена Дарвина европейские ученые, имеющие сильную христианскую подготовку, предположили, что Бог постепенно давал жизнь разным видам в течение геологических эпох, пока усовершенствованная Земля не была подготовлена для появления человеческих существ (Грэйсон - Grayson 1983). В современных эволюционных объяснениях, анатомически современные люди удерживают свое положение наиболее недавних видов, появившихся на этой планете, эволюционировавших из предшествующих гоминидов в течение последних ста тысяч лет (или около этого). И, несмотря на попытки выдающихся эволюционных теоретиков и пропагандистов противостоять этой тенденции и выражать это появление в телеологической манере (что распространено даже среди эволюционных ученых), идея о том, что люди являются венцом эволюционного процесса, до сих пор имеет сильное влияние на умы общественности и ученых. Хотя анатомически современным людям выделена эпоха длительностью около ста тысяч лет, современные археологи и антропологи, сходясь с иудео-христианскими объяснениями, устанавливают для цивилизации возраст лишь в несколько тысяч лет, и, снова сходясь с иудео-христианскими объяснениями, определяют Средний Восток как место ее наиболее раннего появления. Я не утверждаю здесь категорически прямую причинную связь между ранними иудео-христианскими идеями и идеями современных исторических наук. Подобное заявление, как указывает Эдвард Б. Дэвис в своем обзоре недавних работ по этой теме, требует гораздо более точного, чем уже было дано, подтверждения документами (Edward B. Davis, 1994). Но многие общие черты концепций времени в этих двух системах знания предполагают, что эти причинные связи действительно существуют, и было бы полезным проследить эти связи достаточно подробно, чтобы удовлетворительно продемонстрировать это. Я считаю, однако, что принятые по умолчанию и, следовательно, не проверенные критически концепции времени, распространенные в современных науках (неважно, связаны они причинно с иудео-христианскими концепциями или нет), незаметно оказывают значительное влияние на толкование археологических и антропологических данных. Чтобы продемонстрировать, как это возможно, я должен представить мой собственный опыт в оценке этих данных с иной позиции, основанной на концепциях циклического времени и объяснениях происхождения людей, найденных в пуранах и итихасах Индии. Мой личный путь образования побудил меня принять вайшнавскую традицию Индии как мой главный путеводитель в жизни и изучении видимой Вселенной и того, что может лежать за ее пределами. В течение последнего столетия (или около того) считалось совсем неразумным вносить концепции из религиозных текстов непосредственно в область научного изучения природы. И действительно, многие вводные тексты по антропологии и археологии проводят ясное различие между «научным» и «религиозным» путями познания, отводя последнему статус необоснованной веры, которая мало полезна или бесполезна в объективном исследовании природы (см. | ||
|