Библиотека >> Об истине
Скачать 24.74 Кбайт Об истине
64, 285, далее). О значении "вещи" у Ансельма см. также примеч. 44 к диалогу "О грамотном".
5... или ее обозначение (significatio). -- Один из трудных для интерпретации терминов. В данном диалоге, видимо, следует ориентироваться на его осмысление как "независимого от референции значения высказывания", хотя мы согласны с Хопкинсом (Хопкинс, Ричардсон, 1967, с. 15) в том, что Ансельм четко не проводит идею, что предложения имеют референтами "положения дел". Важно также отметить, что это независимое от "референции" значение высказывания должно быть, очевидно, явным образом реализовано в структуре высказывания. 6... тогда есть в ней истина, и она истинна. -- Истинность высказывания должна опираться как на "внешний" фактор "референции" (в противном случае, истинным будет всякое правильно построенное высказывание), так и на "внутренний" фактор "правильности" (в противном случае уже нельзя говорить об истине в собственном смысле, а только, может быть, о каком-то сигнальном" соответствии между "положением дел" и "высказыванием"). Определение (Боэция), воспроизводимое учеником, соединяет в себе оба фактора. 7. Для чего создано утверждение? -- Это предложение значит также и "Для чего делается утверждение?" Речь идет об общем назначении пропозициональной формы как таковой, которое реализуется в каждом конкретном применении. 8. Для обозначения существующего как существующего. -- Ad significandum esse quod est. "Для обозначения того, что имеет место то, что (действительно) имеет место". Форму "существующего как существующего" применяем из соображений благозвучия, не в специальном смысле "существования". 9. ... когда обозначает то, что должно, обозначает правильно (recte)? -- "Правильность" у Ансельма сохраняет некоторую связь с значением "прямизны", поэтому неслучаен в конце диалога пример с прямой палкой (191, 6, далее). Это связано с его общей "образной" теорией предложения. 10. ... высказывающая речь истинна даже тогда, когда она обозначает как существующее то, чего не существует. __ Здесь можно думать о двух типах примеров: когда ночью говорится "сейчас день" (Dies est) -- это хотя моментально и не истинное, но правильное и потому, в некотором смысле, истинное высказывание; как только наступит день, оно будет полноценно истинным; 2) когда сообщается о вымышленном (или фантазированном) событии, например, как у Эдмера рассказывается детский сон Ансельма: "Попав на небеса, Ансельм увидел широкую ниву, а на ней нерадивых жниц". -- Это высказывание и правильно, и передает некоторую истину, но о нем нельзя сказать, что оно обозначает существующее как существующее, потому что истину оно передает, строго говоря, неизвестно какую и не прямо (recte), а косвенно. Однако оно во всем подобно другим предложениям языка (здесь нет даже никаких "химер" или пустых понятий), потому что разделяет с ними свойство "обозначать" нечто как существующее (или как несуществующее), "изображать" некоторое положение дел. 11. ... только потому, что не было возможности дать ей способность обозначать вещь как существующую (лишь на то время), пока эта вещь существует, или как несуществующую (лишь на то время), пока эта вещь не существует. -- Онтологически первичной является истина, связанная с назначением высказывания. Она реализуется в истинных предложениях, т.е. в предложениях правильной формы. А они, будучи материальными реализациями, относительно независимы от "онтологически первичной ситуации", и поэтому появляется возможность комбинаций, когда они обозначают как существующее то, чего не существует. 12. ...первое от природы, второе же привходящим образом (accidentaliter) и в соответствии с употреблением. -- Одно -- истинность высказывания относительно его онтологически первичной ситуации, т.е. такой, когда есть некое положение вещей, для которого это высказывание специально создано как обозначение. Эту ситуацию всегда можно представить относительно любого правильного предложения языка, поэтому этой истинностью высказывание обладает всегда. Другое -- истинность в реальной языковой ситуации, основанной не на "первичных" отношениях значащего и обозначаемого, а на комбинации "случайных" значений. Здесь может оказаться, что совершенно правильное и в первом смысле истинное высказывание, например, "сейчас день" (оно вполне осмысленно для "первичной" ситуации, когда есть день(, окажется неистинным, и наоборот, совершенно, на первый взгляд, невероятное и неосмысленное окажется буквально истинным (как предсказание Макбету о том, что "пойдет лес"). Если S -- предложение, T -- истина (обо)значенная, а Т2 -- истина "референции", то всегда Т2(S) > Т1(S). Таким образом, любое предложение, имеющее истину референции, "дважды истинно". Это различение перенимает у Ансельма Фома Аквинский. Хопкинс приводит цитату из "Summa theologica": I. 16, 2 к 3. "Так, например, предложение: "Сократ сидит", когда он сидит, истинно и по истине вещи (et veritate rei), поскольку оно является некоторым значащим выражением (vox significativa); и по истине обозначения (veritate significationis), поскольку обозначает истинное мнение. | ||
|