Библиотека >> Изменение ограничивающих представлений
Скачать 32.38 Кбайт Изменение ограничивающих представлений
Сумейте ее надлежащим образом использовать.
[3] Важные аспекты установления якорей: 1. Уникальность стимула (якоря). 2. Интенсивность и чистота реакции (достигнутого состояния). 3. Время установления якоря. 4. Точность воспроизведения. Методы. 1. Наложение якорей: вызывается несколько сходных друг с другом состояний (сенсорных четверок), или состояний того же рода (например, ресурсных состояний или их компонент), которые связываются с помощью одного и того же якоря. Это усиливает интенсивность состояния, вызываемого якорем. 2. Сцепление якорей: устанавливается ряд последовательно запускаемых якорей, образующих мост, или переход между состояниями. Например: • тупик ® диссоциированность ® находчивость; • страх перед выступлением ® нервное возбуждение ® приятное волнение; • депрессия ® скука ® отрешенность ® релаксация; • колебание ® рассмотрение альтернатив ® нетерпение ® стремление действовать. 3. Интеграция якорей: с помощью поставленных ранее якорей запускаются два состояния разного рода. Словарь. Сенсорная четверка: Метод обозначения структуры определенного переживания, (З, С, К, О/В), где З – зрительное, С – слуховое, K – кинестетическое и О/В – обонятельное/вкусовое переживание. Стратегия: Набор упорядоченных представлений, используемых для достижения результата. Синестезия: Процесс наложения между системами представления, например, замкнутая цепь из видения и ощущений, в которой человек ощущает то, что видит; или цепь из слышания и ощущений, в которой человек ощущает то, что слышит. Синестезия может связывать любые две сенсорные модальности. [4] Мета-модель. Мета-модель – это отчетливо описанный набор приемов, предназначенных для сбора лингвистической информации. Она позволяет связать речь человека с опытом, который передается этой речью. В основе эффективного применения этого метода лежит идея о том, что язык – это не опыт, а представление опыта, подобно тому, как карта – это представление территории. Вы, вероятно, уже знакомы с идеей «карта – это не территория», но, может быть, еще не полностью осознали, что мы, будучи людьми, всегда воспринимаем только карту, а не территорию. Однако, если мы хотим добиться изменений, это становится преимуществом. Нам нужно лишь изменить карту; другими словами – изменить не сам мир, а его субъективное восприятие. Свои карты мы создаем в результате взаимодействия между внутренним и внешним опытом. Поскольку мы – люди – представляем или строим карты своего опыта с помощью языка, то набор приемов, подобных тем, которые предлагаются Мета-моделью, становится неоценимым. В сущности, Мета-модель служит связующим звеном между языком и опытом. Три универсальных процесса моделирования. Поскольку мы не работаем непосредственно с миром, в котором живем, то мы создаем его модели или карты и используем их, чтобы направлять свое поведение. Эффективному коммуникатору крайне важно понять модель или карту мира его собеседника. Каким бы причудливым ни казалось человеческое поведение, оно приобретает смысл, если его рассматривать в рамках выборов, имеющихся в модели или карте мира этого человека. Создаваемые нами модели руководят нами и позволяют нам осмыслить свой опыт. Их следует оценивать не в терминах «хороший», «плохой» или «сумасшедший», а с точки зрения их полезности, т.е. эффективности, с которой они помогают справляться с окружающим нас миром и творчески на него реагировать. Проблема не в том, что люди делают неверные выборы, а в том, что им не хватает выборов, когда это необходимо. Каждый из нас делает наилучший выбор, доступный в его модели мира. Однако, слишком многие модели обеднены вследствие недостатка полезных выборов, что подтверждается обилием внутренних и межличностных конфликтов. «Выборов не хватает не в самом мире, а в моделях мира индивида», – говорят Гриндер и Бендлер. [5] Свои модели мы создаем посредством трех универсальных процессов человеческого моделирования: обобщения, исключения и искажения. Эти процессы позволяют нам выживать, развиваться, учиться, понимать и переживать многообразие окружающего мира. Но если мы ошибочно смешиваем свою субъективную реальность с подлинной реальностью, то эти же самые процессы начинают нас ограничивать и подавлять способности, о которых шла речь выше. По словам Гриндера и Бендлера, «обобщение – это процесс, при котором элементы или части модели отделяются от первоначального опыта и начинают представлять целый класс явлений, одним из примеров которого был этот опыт». С помощью обобщений мы учимся действовать в этом мире. Ребенок учится открывать дверь, нажимая на ручку. Потом он обобщает этот опыт и, встречая самые различные двери, пытается открыть их, нажимая на их ручки. Входя в темную комнату, человек тянется к выключателю; ему не нужно каждый раз учиться новой стратегии, чтобы включить свет. Однако, этот же процесс может стать ограничением. Если ребенок, обжегшийся о кухонную плиту, делает обобщение, что все кухни опасны и их следует избегать, то он без нужды себя ограничивает. Или если женщина на основе одного или двух неприятных переживаний решает, что все мужчины бесчувственны, то она много теряет. | ||
|