Библиотека >> Мир как воля и представление

Скачать 403.34 Кбайт
Мир как воля и представление



Гете. Ифигения в Тавриде IV.5. – Пер. Н.Вильмонта.

Магомет (Мухаммед) – основатель ислама, создатель Корана. Описываемый в Коране рай предполагает возможность чувственных наслаждений, в частности – плотских утех праведников с девами-гуриями.

Гомер. Илиада XVIII, 113. – Пер. Н.И.Гнедича.

Имеется в виду семейная драма царя Давида – его борьба за престол со своим любимым сыном Авессаломом, убившим брата и восставшим против отца (2 Цар. 13-18). В рамках приводимого сравнения Шопенгауэр истолковывает эту историю в том смысле, что главной заботой Давида (не желавшего смерти сына и скорбевшего о его утрате) было все-таки достижение своих "политических" целей, а не судьба Авессалома.

Овидий. Лекарство от любви, 293. – Пер. М.Л.Гаспарова.

Квиетив (от лат. quietus, "спокойный", "бездействующий") – термин, означающий мотивацию к полному безволию, неучастию в жизни.

Еккл. I, 18. – Когелет (евр., от "кагал", религиозное собрание) – тот, кто исполняет обязанность говорить в собрании, проповедник: в греч. переводе – Екклезиаст, ставшее нарицательным имя, обозначающее автора одноименной книги Ветхого Завета, отождествляемого с царем Соломоном.
21a Здесь и далее пер. Ф. А. Петровского.


Ювенал. Сатиры X, 81.

Гомер. Илиада XXI, 272. – Пер. В.А.Жуковского

Гомер. Одиссея XI, 620. – Пер. В.А.Жуковского

Гораций. Оды 11, 3 – Пер. А.Семенова-Тян-Шанского.

Согласно религиозно-философским представлениям древних индийцев, гуна – обозначение трех состояний природной субстанции: раджас-гуна – подвижное, страстное, деятельное начало; сатва-гуна – уравновешенное, благое; тамас-гуна – косное, инертное, темное; эти начала, постоянно изменяясь, сменяя одно другое, порождают страдание, радость, безразличие.

Шекспир. Гамлет III, I

В указ. месте Геродот приводит сентенции Артабана, дяди Ксеркса, заканчивающиеся словами: "... смерть для человека – самое желанное избавление от жизненных невзгод,..". – Пер. Г.Стратановского под ред. Н.Мещерского.

См.: Данте. Ад ХХХIII, 13-76.

Лейбниц. Теодицея 1, 8

Адам, с которым Данте беседует на "восьмом небе". – Рай XXVI, 100-142.

Т.е., согласно брахманистской традиции, достигшие четвертой степени совершенства (санскр. "саньяса"), живущие подаянием, без одежды, не имея собственности и т. п., что ведет к смерти, разрывающей цепь рождений.

Парки – богини судьбы в римской мифологии: Нона, Децима (покровительствовавшая рождению ребенка) и Мора (от mors, "смерть"). Отождествлялись с греч. Мойрами, прядущими и обрезающими нить жизни.

Гете. Торжество чувствительности IV.

Эрос (греч.."(сильное) желание", "любовь") – бог-персонификация любви. Одновременно – одно из космогонических и теогонических первоначал наряду с Хаосом, Геей, Тартаром.

Amor (лат.) – то же, что и греч. Эрос. Понимание параллели с Майей требует отсылки к поэме Парменида "О природе": во второй ее части Эрос порождает мир видимости.

Фаллос – божество производительных сил природы в античной мифологии. Обычно изображалось в виде уродца с гигантским фаллосом или фаллообразной головой и пр.

Имеется в виду книга Ларошфуко "Максимы и моральные размышления" (1665).

Эрида – персонификация раздора в античной мифологии; одна из первичных космогонических сил, дочь Ночи, внучка Хаоса.

Законы Ману – приписываемый мифическому прародителю людей, Ману (санскр., "человек"), сборник предписаний с правилами поведения индийца в соответствии с религиозными догматами брахманизма; содержит также наставления по управлению государством и судопроизводству.

Под естественным правом понимают идею наличия некоторых прав, норм и принципов, продиктованных самой природой человека – и потому универсальных и неотчуждаемых. Эта идея восходит к античности и средневековью: наиболее интенсивно эксплуатировалась в XVIII в.; стала основой американской "Декларации независимости" (1776) и французской "Декларации прав гражданина и человека" (1789).

См.: Платон. Государство II, 358с-359с.

См.: Гоббс. О гражданине V, 9.

См: Цицерон. О законах III, 3, 8.

Втор. 32, 35. – Этот текст истолковывается следующим образом: праведный не мстит за себя, но, уповая на Бога, он передает ему отмщение за попранную правду.

Ср.с одной из формулировок кантовского категорического императива: "... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству" (Кант. И. Соч. В 6-и т. Т.4. 4.1. М., 1965. С.270).

Ср.: "Das Mдrchen vom Schlaraffenland" (в русском пер. "О блаженной стране небывалой") – N 158 по каноническим изданиям сказок братьев Гримм.

"Дважды рожденными" считаются брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы): второе рождение – обряд посвящения ("упанаяна"), который проходят только те, кто принадлежит к данным кастам.

Формула, означающая единство Атмана и Брахмана.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220