Библиотека >> Мир как воля и представление

Скачать 403.34 Кбайт
Мир как воля и представление

Это обстоятельство, очевидно, имеет в виду Шопенгауэр.

Шамполион Жан Франсуа (1790-1832) – французский египтолог, дешифровавший древнеегипетское иероглифическое письмо.

Откровение, или Апокалипсис (греч.) – последняя часть Нового Завета, автором которой по традиции считается апостол Иоанн Богослов. Апокалипсис представляет собой символическое описание боговдохновенных видений.

Митра – древнейшее божество индоиранского пантеона, бог небесного света, солнца и правды. Культ Митры (время наиболее широкого распространения в Иране и за его пределами: кон. I тыс. до н.э – нач. I тыс. н.э.) оставил после себя многочисленные скульптурные изображения.

Гомер. Илиада VIII, 485. – Пер. Н.И.Гнедича.

Гете. Годы учения Вильгельма Майстера. Кн. III. – Пер. Б.Л.Пастернака.

Гораций. Об искусстве поэзии, 372. – Пер. М.Дмитриева.

Дерзкое соперничество силена Марсия, игравшего на флейте, с Аполлоном-кифаредом окончилось поражением первого и его наказанием: Аполлон содрал с несчастного кожу.

Гете. Фауст I, 582-583.

Шиллер. К друзьям, 45-49.

Анакреон (Анакреонт) – древнегреческий поэт, воспевавший размеренное, сознательно культивируемое наслаждение радостями жизни – на фоне тягот старости и предчувствия смерти. Ангелус Силезиус (Иоганн Шеффлер) – немецкий поэт-философ религиозно-мистического направления XVII в.

Байрон. Чайльд Гарольд III, 72. – Пер. В.Фишера.

Имеется в виду Сэмюэл Джонсон, автор литературно-критических "Жизнеописаний наиболее выдающихся английских поэтов" (1779 – 1789), в одном из которых, посвященных Шекспиру, он сформулировал упоминаемое Шопенгауэром требование поэтической справедливости.

При помощи данного сравнения подчеркивается "закрытость" джонсоновской позиции, принципиально противоречащей трагическому мироощущению, а именно – свойственному последнему представлению о высоком очищающем (искупительном) значении безвинных страданий; эта закрытость характеризует, согласно Шопенгауэру, и другие упоминаемые в рамках данного сравнения позиции:... плоское оптимистическое... – очевидно, имеется в виду трактовка зла как конструктивного начала истории (гибнет тот, кто осужден самим "ходом истории");... протестантски-рационалистическое... – скорее всего – намек на кальвинистское учение об "абсолютном" предопределении (одних к спасению, других к гибели, причем показателем первого служит земной успех человека в своем деле);... или, собственно, еврейское мировоззрение – по-видимому, подразумевается присущая иудаизму идея богоизбранности Израиля, а также – то, что идуаистски-теистическая традиция является источником, скрытой схемой первых двух позиций.

Кальдерон. Жизнь – это сон I, 2. – Пер. И.Тыняновой.

Обертоны – призвуки, образующиеся в результате колебаний частей вибратора и входящие в спектр основного музыкального звука (звучат выше последнего). Шопенгауэр имеет в виду только ближайшие обертоны, которые образуют мажорные трезвучие.

См. кн.2, прим. 17.

Если придерживаться натурального строя (т. е. математически выраженного высотного соотношения, образующегося на основе опытного наблюдения за колебаниями звука в духовном инструменте, при пении или игре на скрипке) в различных регистрах частотное соотношение тонов одного и того же интервала различается: "до" не совпадает с "до" равномерной темперации. Поэтому с XVII в. октаву принято делить по математической модели на двенадцать равных полутонов по сто центов в каждом. При равномерной темперации разница в 1/9 тона (так называемая пифагорова комма) убирается, октава замыкается, но это достигается ценой потери правильной численной пропорции в соотношении квинт, вместе с которой утрачивается незамкнутость музыкального строя. Темперация – это, по сути, введение абстракции равномерности в музыке, аналогичной ньютонову пространству, социальному равенству т. п.

Натяжка: на самом деле, бас движется как угодно, в том числе и секундой, бас может быть мелодически развит, – хотя в рамках тривиальной музыкальной нормы шопенгауэровского времени это соответствовало действительности. – Двойной контрапункт – разновидность вертикально-подвижного контрапункта, который в свою очередь представляет собой разновидность сложного контрапункта (такого сочетания мелодических линий, из которого производится их новое соединение или несколько соединений при помощи изменения их соотношения); двойной контрапункт – двухголосное соединение мелодий, из которого производится сочетание с вертикальной перестановкой соединяемых мелодий (линия баса оказывается линией мелодии и наоборот, линия мелодии – басовой линией), но при этом они продолжают сочетаться гармонично.

Allegro maestoso (итал., "быстро и печально") – темповое обозначение, типичное для части симфонии или сонаты.

Adagio (итал., "спокойно", "медленно") – типичное темповое обозначение части симфонии, а также иногда и отдельного инструментального произведения.

Moll (итал., "мягко") – обозначение минорной тональности; Dur (итал., "твердо") – обозначение мажорной тональности.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220