Библиотека >> История античной эстетики. Ранняя классика

Скачать 503.87 Кбайт
История античной эстетики. Ранняя классика

Над этой рукописью молодой человек начал работать в 1915 г. по окончании Университета и завершил в 1919 г., но свет она увидела в третьем "восьмикнижии" сочинений А.Ф.Лосева, изданном изд. "Мысль" (1993-1999), в томе под названием "Личность и Абсолют" 32. Умение нарисовать тонкий психологический портрет, где важен каждый мельчайший штрих, тончайшие детали, сказалось и в книге А.Ф."Эстетика Возрождения" (1978. 1982. 1998), и особенно в "Истории античной эстетики", в чем может убедиться внимательный читатель.

Автор "Истории античной эстетики" в письме от 22 января 1932 г. из лагеря (Беломорстрой) своей супруге В.М.Лосевой (в сибирские лагеря) писал: "Имя, число, миф – стихия нашей с тобой жизни". В данной статье мы достаточно выделили проблему мифа, составляющую наряду с философией некое глубинное единство с эстетикой. Говорили мы также о числе.

Не менее важен для понимания "Истории античной эстетики" терминологический принцип, изучение эстетики в слове, в имени, причем эти терминологические штудии не остаются на эмпирическом уровне, а всегда концептуальны и теоретичны. Когда вышла в свет кн. 2, т. VIII ИАЭ, включающая именные и предметные указатели ко всем томам, стала очевидной совершенно удивительная по многообразию терминологическая основа исследований А.Ф.Лосева. Изучение истории эстетики не только в понятии, но и в слове, запечатленном в определенном философском и шире – культурно-историческом контексте, дело отнюдь не простое. Можно быть прекрасным филологом и не понимать философского значения того или иного слова. Можно быть профессиональным философом и тоже не понять языковую специфику слова. Должно быть единение этих двух наук, представленное одним человеком. Именно таким человеком стал А.Ф.Лосев, у которого с юношеских лет уже проявилась целостность жизни и творчества. В переписке с гимназисткой Ольгой Позднеевой он признавался, что создан "для служения науке, для поклонения прекрасному", "В работе вся цель жизни. Работать над самим собой, учиться и учить. Вот мой идеал"33. В дневниковой заметке "Что такое философия?" он утверждал, что "философия есть жизнь", а "жизнь есть философия". "Есть, – писал он, – единое знание, единый нераздельный дух человеческий. Ему служите". "Вы хотите быть философом? Для этого надо быть человеком"34.

А.Ф.Лосев в 1927 г. выпустил книгу "Философия имени" 35, книгу, навеянную философско-религиозными спорами об имени Божием за несколько лет до начала революции, спорами, получившими название имяславских. В 1923 г. (письмо от 30 января) А.Ф.Лосев в письме к О. П. Флоренскому послал имяславские тезисы, продумав их богословскую основу. Тезисы эти были прочитаны и подправлены близким А.Ф.Лосеву о. Иринеем, старцем Пантелеймоновского монастыря на Афоне, одним из главных участников имяславского движения, вывезенным во главе 447 монахов с Афона в 1913 г.36 В рукописи одной из глав "Диалектики мифа", находящейся в архиве А.Ф.Лосева, есть текст, который не вошел в напечатанную книгу "Диалектики мифа" и который можно назвать "Миф – магическое развернутое имя". Здесь дано философское обоснование учения об имени Божием. 37 Имя и, значит, слово еще со времен античности, особенно у Платона и неоплатоников, понималось глубоко онтологически. Называние, именование предметов окружающей действительности вызывает к жизни глухой и немой мир, делает его осмысленным. Без слова, без имени, пишет А.Ф.Лосев, человек "антисоциален, необщителен, несоборен... неиндивидуален" ("Философия имени", 1927, С. 47 = С. 642 изд. 1994 г.). "Слово – могучий деятель мысли и жизни. Слово поднимает умы и сердца... Слово движет народными массами" (с. 27 = с. 627 изд. 1994 г.), "именем и словами создан и держится мир... Именем и словами живут народы, сдвигаются с места миллионы людей, подвигаются к жертве и к победе глухие народные массы. Имя победило мир" (с. 181-182 = с. 746 изд. 1994 г.). Изучение имени и слова ведется А.Ф.Лосевым диалектически, ибо "диалектика, – как говорит он, – ритм самой действительности" (с. 8 = с. 617), это "абсолютная ясность, строгость и стройность мысли" (с. 19 = с. 625).

Мысли, выраженные в этой ранней книге, вполне современны и находят свое оправдание и применение в поздних работах философа по языку, в которых исследуется философско-эстетическая терминология, аксиоматика языкового знака, порождающие модели языка, слово в потоке речи, взаимосвязанность знака, символа, мифа, коммуникативная функция слова, коммуникативное значение языковых категорий38. Уже после кончины А.Ф.Лосева вышел его труд, написанный в последний год жизни с характерным названием "В поисках построения общего языкознания как диалектической системы" 39.

Философско-эстетической терминологией проникнуты все работы А.Ф.Лосева, начиная еще с времени "Очерков античного символизма и мифологии" (1930), где Платон был изучен с точки зрения кардинальных для него слов "идеи" и "эйдоса". А.Ф.Лосев уже тогда любил статистические выкладки и подсчеты и применил их к своему исследованию.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278