Библиотека >> ДЗОГЧЕН

Скачать 46.12 Кбайт
ДЗОГЧЕН

Сознавание (rig-pa) – это центральная тема буддизма, его существеннейший момент, упустив который невозможно будет верно понять все остальное. Бессознательная и непроизвольная естественная эволюция, называемая в буддизме Пратитья-самутпадой или взаимозависимым происхождением, сама по себе не приведет нас к природе Будды. Естественная эволюция принадлежит Сансаре; рассматривая ее с более широкой точки зрения, мы видим, что она в конечном счете циклична, как и само время. Путь духовного развития есть нечто отличное от естественной эволюции мира, о которой говорит Дарвин и учебники по естествознанию. Не существует естественного закона неизбежного прогресса, который бы автоматически гарантировал нам развитие природы Будды независимо от того, что мы делаем в течении жизни. И хотя природа Будды потенциально присуща каждому из нас, есть множество вторичных условий, необходимых для ее осуществления. Как говорится в переведенном здесь тексте, подобно тому как для получения кунжутного масла необходимо отжать зерна кунжута, а для получения сливочного масла – сбить сливки, так и для осуществления природы Будды необходима практика.

Во времена Будды Шакьямуни в северной Индии существовала секта бродячих нищенствующих аскетов, называемых адживиками, основателем которой был старший современник Будды Гошала Маккхали. Этот мудрец учил тому, что каждой отдельной душе (санскр. дживе) нужно пройти ровно через восемьдесят четыре тысячи воплощений в форме растений, животных, людей и богов до тех пор, пока в своей последней из этой длинной серии перерождений жизни он, в качестве аскета-адживика, не достигнет Нирваны и не избавится от круга перевоплощений. Но эти последовательно восходящие все выше и выше воплощения определяются не действиями вовлеченной в них души, а неким предзаданным планом или судьбой (санскр. ньяти). Следовательно, не имеет значения, что мы делаем в том или ином воплощении, мы все равно не можем пасть на более низкую ступень существования. Например, родившись однажды человеком, мы уже не можем родиться животным. Эта доктрина адживиков в новейшее время была возрождена Е.П. Блаватской и другими теософскими писателями. Но, как отмечал Шакьямуни в связи с учением Гошалы, идея неизбежного прогресса в перевоплощении души фактически сводит на нет закон кармы. С буддистской точки зрения, благодаря достойным поступкам мы можем прогрессировать, восходить по лестнице воплощений к богам, а совершая недостойные поступки можем скатываться назад. Тибетские учения всякий раз подчеркивают драгоценность человеческого существования, обретаемого лишь после долгих веков животного существования. Это не та вещь, которую можно тратить зря или разменивать по мелочам, пренебрегая обретением кармических заслуг и мудрости.

Во введении к своей Тибетской книге мертвых Эванс-Венц утверждает, что был допущен к неким "эзотерическим учениям", которые были получены благодаря провидческим видениям и йогических озарениям каких-то известных ему неназванных мастеров, и расходятся с так называемыми популярными экзотерическими воззрениями тибетцев.[36] Он сообщает, что "психическое семя жизнепотока незримо глазу – семя человеческого существа не может воплотиться в теле, смешаться с телом или обрести с ним внутреннюю связь, если это тело чуждо раскрывшимся в нем свойствам, – ни в это мире, ни в Бардо, ни в любом из царств сангсарического существования. Этот естественный закон, управляющий проявлением жизни, столь же незыблем, как закон кармы... Заполнение человеческим жизнепотоком физической формы собаки, петуха, насекомого или червя, таким образом, полагается невозможным..."[37] Ранее уже указывалось, что источником подобных эзотерических взглядов был не кто иной, как лидеры Теософского Общества. Все эти неотеософские рассуждения насчет жизнепотоков, глобусов, кругов, коренных рас, подрас и т.п. семеричных вещей не имеют ничего общего с подлинными тибетскими учениями.

Совершенно ясно, что в контексте буддистского учения закон неизбежного прогресса в нашем мире не действует. Сансара, как обусловленное существование, по структуре своей циклична; временные циклы проявления, называемые кальпами, неумолимо катятся испокон веков, не имеющих начала. Вселенные, как и индивиды, движутся по бесконечным кругам рождения и смерти. Говоря языком буддизма, в Сансаре нет неизбежного прогресса, необратимо ведущего к просветлению, ибо просветление вне времени. Это не что-то такое, что в конце концов будет осуществлено во времени и истории подобно Тысячелетнему Царству, райской эпохе возвращения к невинности в конце времен. Духовное стремление к освобождению и просветлению – это не естественный порыв, ибо импульс природы, Бхавачакры или колеса существования – это невежество и страсть. В тибетской иконографии это колесо изображается в когтях черного демона смерти, невежества и желания, а Будда – вне колеса, указывая путь к освобождению от циклического существования. Этот путь к освобождению не инстинктивен; он представляет собой сознательную эволюцию, раскрытие и развитие сознавания (rig-pa).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24