Библиотека >> Субмодальности

Скачать 113.89 Кбайт
Субмодальности


Лу: О'кей. Она уже здесь и выглядит в точности, как та, другая картина сомнения.
Хорошо. Когда она погаснет, пусть картина старого убеждения исчезнет, и тогда снова пусть вспыхнет картина нового убеждения.
Лу: О'кей. Теперь там мерцает новое убеждение.
Теперь возьмите эту картину нового убеждения и передвиньте ее в центр вашего зрительного поля. Пока она двигается, заметьте, как у нее появляется рамка и как она увеличивается, становится ярче, резче, живее.
Лу: Это потрясающе! Она вон там, где было старое убеждение. Я чувствую, словно все мое тело только что вырвалось из тюрьмы, и я ощущаю, что у меня вспыхнули щеки.
Верно. Происходит еще множество приятных изменений. Вы можете подождать минуту-другую, чтобы позволить им завершиться, пока я отвечу на один-два вопроса.
Мужчина: Почему нельзя просто взять изображение желаемого убеждения и изменить его, чтобы превратить в веру, — как мы превращали замешательство в понимание?
Когда вы превращали замешательство в понимание, на том месте не было никакого другого понимания, которое могло бы встать на пути. У вас может даже быть несколько пониманий одного и того же содержания, и им не обязательно конфликтовать друг с другом. Вера имеет тенденцию к гораздо большей универсальности и категоричности, чем понимание. Когда у вас уже есть вера — для новой нет места, если только вы не ослабите сначала старую. Обычно новая вера противоположна старой или хотя бы сильно отличается от нее в чем-то. Вы когда-нибудь пытались убедить человека в чем-то противоположном тому, в чем он уже убежден? Существующее убеждение, как правило, помешает ему даже рассмотреть новое. Чем сильнее убеждение, тем это вернее.
Подумайте об этом так. Скажем, человек верит, что “Х — это хорошо”, а вам удалось внедрить новую веру “Х — это плохо”, не изменив старой. Что вы создадите?.. Что, скорее всего, случится, если человек пылко верит в две противоположные идеи?.. Один способ справиться с этой ситуацией — стать множественной личностью. Одна вера ненадолго организует личность одним способом; потом верх берет другая и реорганизует личность совсем по-другому. Это не то, что я отношу к разряду очень эволюционных изменений.
Женщина: Я хочу спросить о “плывущем” ощущении, о котором сказала Лу, когда вы в первый раз попробовали изменить положение картины убеждения.
Ну, реакция такого рода сообщает мне о двух вещах. Первое — это, что я обнаружил субмодальное изменение, которое действительно производит глубокий сдвиг в ее опыте. Еще она мне сообщает, что у Лу пока нет нового убеждения, чтобы поставить на это место. Было ли у вас когда-нибудь переживание, разрушавшее старое убеждение, — но у вас не было нового, чтобы поставить на его место? Некоторые люди днями плавают в тумане, пока смогут реорганизоваться. Это часто происходит с человеком, которого увольняют с работы, или когда умирает друг или родственник. Однажды я говорил с человеком, которому его преподаватель философии в колледже разрушил важное убеждение. Он сказал, что вылетел из колледжа и больше шести месяцев бродил в тумане. Я хочу иметь новую веру “в полном снаряжении” прежде, чем надолго ослаблю старую.
Теперь давайте вернемся к Лу и проведем небольшую проверку. Лу, эта новая вера все еще там?
Лу: (Смотрит прямо перед собой, зрачки расфокусированы.) Да. Я все время проверяю, чтобы быть уверенной. Мне трудно поверить, что это было так просто сделать.
Что происходит, когда вы думаете о старой вере?
Лу: (Смотрит вверх и влево от себя, потом улыбается.) Она теперь выглядит как бы усохшей.
Она явно не там, где была раньше. Это еще один способ проверить то, что я сделал, и, конечно, на ее несловесные сигналы я обращаю больше внимания, чем на слова. Теперь нам известен результат через пять минут после завершения работы.
Я хочу, чтобы вы все попробовали этот паттерн в группах по трое. Один из вас будет программистом, один - клиентом и один — наблюдателем-консультантом. Я еще раз перечислю для вас все шаги, прежде чем вы начнете.
Техника изменения убеждения
А. Сбор информации и подготовка
1. Убеждение: “Подумайте о своем убеждении, касающемся вас самих, которого вы хотели бы не иметь, потому что оно как-то ограничивает вас или приводит к нежелательным последствиям. Как вы представляете это убеждение в своем внутреннем опыте?”
2. Сомнение: “Теперь подумайте о том, в чем вы сомневаетесь. Может, это верно, а может, и нет: вы не уверены. Как вы представляете это сомнение в своем внутреннем опыте?”
Когда вы просите своего партнера подумать о том, в чем он сомневается, — убедитесь, что он в этом не уверен. Если он говорит что-то вроде:“Я сомневаюсь, что это хорошая идея”, то на самом деле может иметь в виду, что уверен, что это плохая идея. Сомнение — это когда вы колеблетесь от мысли, что нечто может быть верно, к мысли, что это может быть неверно; вы просто не знаете.
3. Различия. Проведите сравнительный анализ, чтобы найти и перечислить субмодальные различия между Верой и Сомнением, — точно так, как вы делали раньше с замешательством и уверенностью.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62