Библиотека >> Субмодальности

Скачать 113.89 Кбайт
Субмодальности

Если вы были диссоциированы — войдите в картину или натяните ее на себя, пока не ассоциируетесь. Отметьте, как такое изменение зрительной перспективы меняет ваше чувственное ощущение этих воспоминаний.
Есть разница? Держу пари, что есть. Есть здесь кто-нибудь, кто не заметил разницы?
Мужчина: Я не заметил особой разницы.
О'кей. Попробуйте следующее. Почувствуйте себя сидящим на парковой скамейке во время карнавала и увидьте себя на переднем сидении американских горок. Смотрите, как развеваются на ветру ваши волосы, когда вагончик начинает падать с этого первого большого обрыва.
Теперь сравните это с тем, что бы вы испытали, если бы действительно сидели на первом сидении, вцепившись в переднюю рукоятку, высоко в воздухе, на самом деле глядя вниз с этого обрыва.
Отличаются эти две ситуации? Посчитайте свой пульс, если вам не удается повизжать всласть, находясь на американских горках и глядя вниз с рельсов. Это тоже дешевле, чем кофе, если хотите взбодриться.
Женщина: В одном из моих воспоминаний я, кажется, и внутри, и снаружи.
О'кей. Тут две возможности. Одна состоит в том, что вы быстро переключаетесь туда-обратно. Если дело в этом, просто отметьте, каковы отличия, когда вы переключаетесь. Возможно, вам придется немного замедлить мелькание, чтобы сделать это хорошо.
Другая возможность заключается в том, что вы были диссоциированы в первоначальном переживании. Например, самокритичность обычно предполагает точку зрения, отличную от вашей собственной. Это как если бы вы находились вне собственных пределов, наблюдая и критикуя себя. Если дело в этом, то, вспоминая переживание и “видя то, что вы видели тогда”, вы тоже будете диссоциированы. Какое-либо из этих описаний соответствует вашему опыту?
Женщина: Оба соответствуют. В тот момент я себя критиковала и, думаю, прыгала туда-сюда между наблюдением за собой и ощущением критикуемой.
Есть даже третья возможность, но весьма редкая. Некоторые создают диссоциированное изображение себя во время ассоциированного первоначального переживания. У одного парня было полномерное зеркало, которое он постоянно таскал с собой. Так что если он входил в комнату, то мог тут же увидеть в своем зеркале себя, входящего в комнату. У другого парня был маленький телемонитор, который он ставил на полку или вешал на стену поблизости, так что всегда мог видеть, как он выглядит для других людей.
Воспроизводя воспоминание ассоциированно, вы вновь ощущаете первоначальную чувственную реакцию, которую испытывали в тот момент. Воспроизводя воспоминание диссоциированно, вы можете видеть на картинке, как вы испытываете те первоначальные чувства — но не ощущая их в этот момент в своем теле.
Наблюдая за собой в некой ситуации, вы можете, однако, испытать новое чувство по ее поводу. Именно это происходит, когда Вирджиния Сатир задает вопрос типа:“Что вы чувствуете по поводу чувства злости?” Попробуйте. Вспомните случай, когда вы злились, а потом задайте этот вопрос:“Что я чувствую по поводу чувства злости?” Чтобы ответить на него, вам придется выскочить из картины и испытать новое чувство по поводу события скорее как наблюдателю, нежели как участнику. Это очень эффективный способ изменить вашу реакцию.
Идеальная ситуация — воспроизводить все ваши приятные воспоминания ассоциированно, так, чтобы вы легко могли насладиться всеми положительными эмоциями, которые их сопровождают. Когда вы диссоциированы от своих неприятных воспоминаний, при вас по-прежнему вся зрительная информация о том, чего вам может понадобиться избежать или с чем иметь дело в будущем — но без неприятной эмоциональной реакции. Зачем опять чувствовать себя плохо? Одного раза не хватило?
Многие делают наоборот: они ассоциируются со всеми неприятностями, какие когда-либо с ними происходили, и немедленно их переживают; но их приятные переживания — это лишь мутные, отдаленные, диссоциированные образы. И, конечно, есть еще две возможности. Некоторые люди склонны диссоциироваться постоянно. Это научно-инженерные типы, которые часто описывают как “объективные”, “бесстрастные” или “сдержанные”. Вы можете научить их, как ассоциироваться — когда они этого хотят — и как вновь обрести какую-то чувственную связь с опытом. Возможно, вы в состоянии представить себе некоторые моменты, когда это принесло бы им реальную пользу. Любовь — одна из тех вещей, заниматься которыми гораздо приятнее, находясь внутри собственного тела и чувствуя все эти ощущения, нежели наблюдая за собой со стороны.
Другие склонны всегда ассоциироваться: у них моментом возникают все ощущения прошлого опыта, как хорошие, так и плохие. Это люди, которых часто характеризуют как “театральных”, “чувствительных” или “импульсивных”. Многие из их проблем можно устранить, научив их диссоциироваться в нужные моменты. Например, диссоциацию можно использовать, чтобы контролировать боль. Наблюдая за тем, как вы испытываете боль, вы не находитесь внутри собственного тела, которое ее чувствует.
Вы можете оказать себе настоящую услугу, потратив немного времени, чтобы диссоциированно пробежаться по нескольким из своих неприятных воспоминаний.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62