Библиотека >> Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом китае.
Скачать 124.86 Кбайт Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом китае.
"Управлять значит упорядочивать",
говорил он [103, гл. 12, §17, с. 274], усматривая в наведении "всеобщего
порядка" сверхзадачу и конечную цель предложенного им пути нравственного, культурного,
психического и социального развития человека и общества. Ратуя за тотальный
порядок, ранние конфуцианцы стремились максимально "упорядочить" все, что входило
в сферу жизнедеятельности человека высокой нравственности и культуры, т.е. цзюнь-цзы:
его взаимоотношения с вышестоящими и нижестоящими, нормы поведения, одежду и
прическу, вкусы и привычки, психическую и речевую деятельность (посредством
так называемого "исправления имен" "чжэн-мин") и прочее, вплоть до его
сексуальной жизни. Поскольку личностному фактору они придавали определяющее
значение в решении всех проблем, стоящих перед человеческим обществом, то процесс
наведения "всеобщего порядка" следовало начинать, по их мнению, именно с человека
как личности и субъекта мироустроительной и созидательной деятельности, развивая
этот процесс в такой последовательности: сначала человек "приводит в порядок"
себя, в первую очередь свое нравственное поведение и психическую деятельность,
затем он наводит порядок в своей семье, затем в своем государстве и, наконец,
старается упорядочить весь универсум. Этим, в свою очередь, было обусловлено
то огромное значение, которое конфуцианцы придавали практике морального и психического
совершенствования, рассматриваемой ими как главное средство "утверждения [правильного]
Пути" [62, с. 127]. "Благородный муж не может не самосовершенствоваться", поскольку
тот, кто "знает, как осуществлять самосовершенствование, знает, как управлять
[другими] людьми", а тот, кто "знает, как управлять [другими] людьми, знает,
как управлять Поднебесной и государством", говорится в трактате "Чжун-юн"
[там же, с. 126-127].
Таким образом, огромная роль, которую играла в конфуцианстве практика морального, и психического самоусовершенствования, логически вытекала из фундаментальных положений этого учения, а ее специфические. особенности (постоянный самоанализ, жесткий самоконтроль, акцент на упорядочении психической деятельности и т.д.) были обусловлены характерными особенностями конфуцианства и были столь же тесно связаны с его фундаментальными принципами. В целом же само стремление к упорядочению явлений микро- и макромира, внутренней и внешней реальности отражало ведущую тенденцию человеческой культуры к уменьшению меры энтропии в окружающем мире, общую для всех культурных традиций, но проявившуюся в раннем конфуцианстве вообще и в его культуре психической деятельности в частности, в наиболее рельефной, явно выраженной и осознанной, идеологически обоснованной форме. На основе структурного анализа целого ряда архаических традиций К. Леви-Стросс отмечал, что культура начинается там, где возникает правило (т.е. организация), и вслед за ним многие современные исследователи культуры признают, что главным условием ее существования является момент организации, а основной функцией уменьшение энтропии в окружающем мире, придание ему структуры культуры, его "культуризация", т. е. организация ("упорядочение", согласно конфуцианской терминологии) по образцу человеческой культуры [63, с. 6-11; 173, с. 9]. Коль скоро антиэнтропийная тенденция доминирует в человеческой культуре, то вполне закономерно, что конфуцианство, отразившее эту тенденцию в своей теории и практике в особенно острой форме, со временем стало господствующей идеологией, в результате чего оно получило еще более благоприятные условия для дальнейшего углубления этой тенденции. Стремление к уменьшению энтропии, как правило, реализуется прежде всего в противопоставлении культуры и природы, "культурного" и "естественного" поведения, создавая конфликтную ситуацию как на уровне отдельной личности, так и на уровне всего социума. В целом это было характерно и для конфуцианской культуры, хотя сам Конфуций и многие его последователи (например, Мэн-цзы) признавали опасность такого противопоставления и пытались как-то примирить две противоборствующие тенденции или, по крайней мере, смягчить остроту конфликта, опираясь на исходную посылку, что в конечном счете они не взаимоисключают друг друга. Так, Конфуций говорил: "Если в человеке естественность побеждает культуру, он " становится дикарем; если же культура побеждает естественность, он становится ученым-книжником. Только тогда, когда культура и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем" [103, гл. 6, 8 16, с. 125]. А Мэн-цзы призывал людей, занимающихся самовоспитанием, соблюдать чувство меры, не перешагивая границы природных возможностей человека, и предостерегал их от чрезмерного ускорения естественного процесса нравственного и психического созревания личности, в качестве негативного примера приводя популярную притчу о жителе царства Суй, который, обеспокоенный тем, что его всходы растут слишком медленно, стал тянуть их вверх, полагая, что помогает их росту, но растения, разумеется, завяли. | ||
|