Библиотека >> Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом китае.
Скачать 124.86 Кбайт Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом китае.
Уничтожая дистанцию
между "учителем" и "учеником, "вышестоящим" и "нижестоящим", чаньская психокультура
устанавливала между ними более прямой, непосредственный контакт, а значит, и
еще более тесную связь и восстанавливала уважение к авторитету "учителя-наставника"
на новом психологическом уровне, создающем неформальную основу для взаимоотношений.
Благоговейность перед своим учителем и полное подчинение его требованиям не
обусловливались пиететом перед его именем и званием, перед патриаршьими регалиями,
служившими внешним выражением духовного авторитета и власти, а исходили из глубокой
внутренней убежденности учеников в его правомочности руководить и наставлять.
Когда в приведенном выше эпизоде Хуан-бо ударил не Линь-цзи, который сбил его
с ног, а вэйна, который почтительно помог ему подняться и осудил "необузданность"
Линь-цзи, то таким образом подразумевалась необходимость неформальных связей
и неформального отношения к своим обязанностям, а не отсутствие всяких связей
вообще. И настоящее "просветление" чаньского адепта наступало не тогда, когда
он начинал вести себя подчеркнуто грубо и "необузданно", не сообразуясь с временем,
местом и ситуацией и не соотнося свое поведение с уровнем нравственно-психологического
развития присутствующих при этом людей, а когда за внешне грубыми и даже жестокими
действиями своего "наставника" он начинал видеть его "материнскую доброту" и
постигал относительный характер его "необузданности". Очень интересный в этом
отношении эпизод приводится в "Линь-цзи лу": "Однажды Глава Собрания (шанцзо)
по имени Дин, придя к Линь-цзи на собеседование, спросил: "В чем заключается
Великий Смысл буддийской Дхармы?" Линь-цзи спустился со своего соломенного седалища,
схватил его за грудки и дал ему звонкую оплеуху, а затем резко оттолкнул. Дин
застыл на месте в глубоком замешательстве. Стоявший рядом монах закричал на
него: "Глава Собрания Дин! Почему не кланяетесь?!" Тогда Дин поклонился Линь-цзи,
и в этот момент его постигло Великое Озарение" [105, §41]. Поклон своему
учителю-наставнику означал, что Дин вышел за рамки дуализма "соблюдения" и "не-соблюдения"
определенных норм взаимоотношений и может выразить почтение учителю уже совершенно
добровольно и сознательно, не видя в этом никакой проблемы.
В идеале чань-буддист должен был сохранять динамическое равновесие между пренебрежением внешними формами ритуала и их соблюдением, о чем можно судить по следующему эпизоду из "Линь-цзи лу", где речь идет о другом ученике Линь-цзи, который непротиворечиво сочетал в своем поведении обе крайности: "Однажды Да-цзюэ пришел на собеседование. Увидев его, Линь-цзи поднял свою метёлку (один из атрибутов чаньского наставника. H.A). Тогда Да-цзюэ разложил на полу коврик [чтобы, поклониться] Линь-цзи отбросил метелку. Тогда Да-цзюэ свернул коврик... Некий монах сказал: "Видимо, он очень близок к настоятелю не поклонился и не получил удар". Услышав это, Линь-цзи подозвал к себе Да-цзюэ и сказал ему: "Монахи говорят, что ты не выразил мне почтение". Тогда Да-цзюэ поклонился и [вежливо] справился о его здоровье..." [105, §39]. Чаньский психотренинг, пробуждая задавленную социальной конвенцией спонтанность и естественность поведения, пытался выработать более гибкую, чем в конфуцианстве, модель поведения, открытую для импровизации, позволяющей учитывать неповторимую индивидуальность и непрерывную изменчивость, динамизм каждой конкретной ситуации. Решающую роль при этом играл психологические опыт "просветления", который вносил в традиционные формы поведения свежесть и непосредственность, тем самым возвращая им жизненность [81, с. 75-77]. Иначе говоря, чаньский психотренинг вносил в старые ритуальные формы поведения новое психологическое содержание, регенерируя и реактивируя традиционный канон поведения и восстанавливая в нем динамическое равновесие творческой свободы и нормы, импровизации и неукоснительного соблюдения определенных "правил игры". Таким образом, чаньское "естественное" поведение, сохраняя свою естественность и раскованность, стало дополнять "культурное" поведение, взяв на себя часть его функций, особенно в тех сферах жизнедеятельности, где требуется сугубо творческий подход. Вместе с тем, поскольку чаньская психокультура дисциплинировала ум и не позволяла делать "ничего неправильного", "естественное" поведение становилось более управляемым, не столь анархичным и разрушительным, как в некоторых течениях даосизма, в результате чего чань-буддизм фактически расширял рамки действия "культурного" поведения за счет недоступных для "культуризующего" воздействия конфуцианского "ритуала" сфер жизнедеятельности. Освобождая человека от конвенциальных норм, а также от привязанности к внешним условностям, чаньская психокультура одновременно накладывала еще более жесткие, чём в конфуцианстве, узы самодисциплины и внутренней организованности. | ||
|