Библиотека >> Апология сумасшедшего.
Скачать 15.75 Кбайт Апология сумасшедшего.
Какая нам нужда, говорят они, искать просвещения у
народов Запада? Разве у нас самих не было всех зачатков социального
строя неизмеримо лучшего, нежели европейский? Почему не выждали
действия времени? Предоставленные самим себе, нашему светлому уму,
плодотворному началу, скрытому в недрах нашей мощной природы, и
особенно нашей святой вере, мы скоро опередили бы все эти народы,
преданные заблуждению и лжи. Да и чему нам было завидовать на
Западе? Его религиозным войнам, его папству, рыцарству, инквизиции?
Прекрасные вещи, нечего сказать! Запад ли родина науки и всех
глубоких вещей? Нет — как известно, Восток. Итак, удалимся на этот
Восток, которого мы всюду касаемся, откуда мы не так давно получили
наши верования, законы, добродетели, словом, все, что сделало нас
самым могущественным народом на земле. Старый Восток сходит со
сцены: не мы ли его естественные наследники? Между нами будут жить
отныне эти дивные предания, среди нас осуществятся эти великие и
таинственные истины, хранение которых было вверено ему от начала
вещей.— Вы понимаете теперь, откуда пришла буря, которая только что
разразилась надо мной, и вы видите, что у нас совершается настоящий
переворот в национальной мысли, страстная реакция против
просвещения, против идей Запада,— против того просвещения и тех
идей, которые сделали нас тем, что мы есть, и плодом которых
является эта самая реакция, толкающая нас теперь против •них. Но на
этот раз толчок исходит не сверху. Напротив, в высших слоях общества
память нашего державного преобразователя, говорят, никогда не
почиталась более, чем теперь. Итак, почин всецело принадлежит
стране. Куда приведет нас этот первый акт эмансипированного
народного разума? Бог весть! Но кто серьезно любит свою родину, того
не может не огорчать глубоко это отступничество наших наиболее
передовых умов от всего, чему мы обязаны нашей славой, нашим
величием; и, я думаю, дело честного гражданина — стараться по мере
сил оценить это необычайное явление.
Мы живем на востоке Европы — это верно, и тем не менее мы никогда не принадлежали к Востоку. У Востока — своя история, не имеющая ничего общего с нашей. Ему присуща, как мы только что видели, плодотворная идея, которая в свое время обусловила громадное развитие разума, которая исполнила свое назначение с удивительной силою, но которой уже не суждено снова проявиться на мировой сцене. Эта идея поставила духовное начало во главу общества; она подчинила все власти одному ненарушимому высшему закону — закону истории; она глубоко разработала систему нравственных иерархий; и хотя она втиснула жизнь в слишком тесные рамки, однако она освободила ее от всякого внешнего воздействия и отметила печатью удивительной глубины. У нас не было ничего подобного. Духовное начало, неизменно подчиненное светскому, никогда не утвердилось на вершине общества; исторический закон, традиция, никогда не получал у нас исключительного господства; жизнь никогда не устраивалась у нас неизменным образом; наконец, нравственной иерархии у нас никогда не было и следа. Мы просто северный народ и по идеям, как и по климату, очень далеки от благоуханной долины Кашмира и священных берегов Ганга. Некоторые из наших областей, правда, граничат с государствами Востока, но наши центры не там, не там наша жизнь, и она никогда там не будет, пока какое-нибудь планетное возмущение не сдвинет с места земную ось или новый геологический переворот опять не бросит южные организмы в полярные льды. Дело в том, что мы еще никогда не рассматривали нашу историю с философской точки зрения. Ни одно из великих событий нашего национального существования не было должным образом характеризовано, ни один из великих переломов нашей истории не был добросовестно оценен; отсюда все эти странные фантазии, все эти ретроспективные утопии, все эти мечты о невозможном будущем, которые волнуют теперь наши патриотические умы. Пятьдесят лет назад немецкие ученые открыли наших летописцев; потом Карамзин рассказал звучным слогом дела и подвиги наших государей; в наши дни плохие писатели, неумелые антикварии и несколько неудавшихся поэтов, не владея ни ученостью немцев, ни пером знаменитого историка, самоуверенно рисуют и воскрешают времена и нравы, которых уже никто у нас не помнит и не любит: таков итог наших трудов по национальной истории. | ||
|