Библиотека >> Апология сумасшедшего.
Скачать 15.75 Кбайт Апология сумасшедшего.
С жизнью народов бывает почти то же, что с жизнью отдельных
людей. Всякий человек живет, но только человек гениальный или
поставленный в какие-нибудь особенные условия имеет настоящую
историю. Пусть, например, какой-нибудь народ, благодаря стечению
обстоятельств, не им созданных, в силу географического положения, не
им выбранного, расселится на громадном пространстве, не сознавая
того, что делает, и в один прекрасный день окажется могущественным
народом: это будет, конечно, изумительное явление, и ему можно
удивляться сколько угодно: но что, вы думаете, может сказать о нем
история? Ведь, в сущности, это — не что иное, как факт чисто
материальный, так сказать географический, правда, в огромных
размерах, но и только. История запомнит его, занесет в свою
летопись, потом перевернет страницу, и тем все кончится. Настоящая
история этого народа начнется лишь с того дня, когда он проникнется
идеей, которая ему доверена и которую он призван осуществить, и
когда начнет выполнять ее с тем настойчивым, хотя и скрытым,
инстинктом, который ведет народы к их предназначению. Вот момент,
который я всеми силами моего сердца призываю для моей родины, вот
какую задачу я хотел бы, чтобы вы взяли на себя, мои милые друзья и
сограждане, живущие в век высокой образованности и только что так
хорошо показавшие мне, как ярко пылает в вас святая любовь к
отечеству.
Мир искони делился на две части — Восток и Запад. Это не только географическое деление, но также и порядок вещей, обусловленный самой природой разумного существа: это — два принципа, соответствующие двум динамическим силам природы, две идеи, обнимающие весь жизненный строй человеческого рода. Сосредоточиваясь, углубляясь, замыкаясь в самом себе, созидался человеческий ум на Востоке; раскидываясь вовне, излучаясь во все стороны, борясь со всеми препятствиями, развивается он на Западе. По этим первоначальным данным естественно сложилось общество. На Востоке мысль, углубившись в самое себя, уйдя в тишину, скрывшись в пустыню, предоставила общественной власти распоряжение всеми благами земли; на Западе идея, всюду кидаясь, вступаясь за все нужды человека, алкая счастья во всех его видах, основала власть на принципе права; тем не менее и в той, и в другой сфере жизнь была сильна и плодотворна; там и здесь человеческий разум не имел недостатка в высоких вдохновениях, глубоких мыслях и возвышенных созданиях. Первым выступил Восток и излил на землю потоки света из глубины своего уединенного созерцания; затем пришел Запад со своей всеобъемлющей деятельностью, своим живым словом и всемогущ1™ анализом, овладел его трудами, кончил начатое Востоком и, наконец;, поглотил его в своем широком обхвате. Но на Востоке покорные умы, коленопреклоненные пред историческим авторитетом, истощились в безропотном служении священному для них принципу и в конце концов уснули, замкнутые в своем неподвижном синтезе, не догадываясь о новых судьбах, которые готовились для них; между тем на Западе они шли гордо и свободно, преклоняясь только пред авторитетом разума и неба, останавливаясь только пред неизвестным, непрестанно устремив взор в безграничное будущее. И здесь они еще идут вперед,— вы это знаете; и вы знаете также, что со времени Петра Великого и мы думали, что идем вместе с ними. Но вот является новая школа. Больше не нужно Запада, надо разрушить создание Петра Великого, надо снова уйти в пустыню. Забыв о том, что сделал для нас Запад, не зная благодарности к великому человеку, который нас цивилизовал, и к Европе, которая нас обучила, они отвергают и Европу, и великого человека, и в пылу увлечения этот новоиспеченный патриотизм уже спешит провозгласить нас любимыми детьми Востока. | ||
|