Библиотека >> Апология сумасшедшего.
Скачать 15.75 Кбайт Апология сумасшедшего.
Надо
признаться, что из всего этого мудрено извАечь серьезное
предчувствие ожидающих нас судеб. Между тем именно в нем теперь все
дело; именно эти результаты составляют в настоящее время весь
интерес исторических изысканий. Серьезная мысль нашего времени
требует прежде всего строгого мышления, добросовестного анализа тех
моментов, когда жизнь обнаруживалась у данного народа 'с большей или
меньшей глубиной, когда его социальный принцип проявлялся во всей
своей чистоте, ибо в этом — будущее, в этом элементы его возможного
прогресса. Если такие моменты редки в вашей истории, если жизнь у
вас не была мощной и глубокой, если закон, которому подчинены ваши
судьбы, представляет собою не лучезарное начало, окрепшее в ярком
свете национальных подвигов, а нечто бледное и тусклое, скрывающееся
от солнечного света в подземных сферах вашего социального
существования,— не отталкивайте истины, не воображайте, что вы жили
жизнью народов исторических, когда на самом деле, похороненные в
вашей необъятной гробнице, вы жили только жизнью ископаемых. Но если
в этой пустоте вы как-нибудь наткнетесь на момент, когда народ
действительно жил, когда его сердце начинало биться по-настоящему,
если вы услышите, как шумит и встает вокруг вас народная волна,— о,
тогда остановитесь, размышляйте, изучайте,— ваш труд не будет
потерян: вы узнаете, на что способен ваш народ в великие дни, чего
он может ждать в будущем. Таков был у нас, например, момент,
закончивший страшную драму междуцарствия, когда народ, доведенный до
крайности, стыдясь самого себя, издал наконец свой великий
сторожевой клич и, сразив врага свободным порывом всех скрытых сил
своего существа, поднял на щит благородную фамилию, царствующую
теперь над нами: момент беспримерный, которому нельзя достаточно
надивиться, особенно если вспомнить пустоту предшествующих веков
нашей истории и совершенно особенное положение, в каком находилась
страна в эту достопамятную минуту. Отсюда ясно, что я очень далек от
приписанного мне требования вычеркнуть все наши воспоминания.
Я сказал только и повторяю, что пора бросить ясный взгляд на наше прошлое, и не затем, чтобы извлечь из него старые, истлевшие реликвии, старые идеи, поглощенные временем, старые антипатии, с которыми давно покончил здравый смысл наших государей и самого народа, но для того, чтобы узнать, как мы должны относиться к нашему прошлому. Именно это я и пытался сделать в труде, который остался неоконченным и к которому статья, так странно задевшая наше национальное тщеславие, должна была служить введением. Без сомнения, была нетерпеливость в ее выражениях, резкость в мыслях, но чувство, которым проникнут весь отрывок, нисколько не враждебно отечеству: это — глубокое чувство наших немощей, выраженное с болью, с горестью, — и только. Больше, чем кто-либо из вас, поверьте, я люблю свою страну, желаю ей славы, умею ценить высокие качества моего народа; но верно и то, что патриотическое чувство, одушевляющее меня, не совсем похоже на то, чьи крики нарушили мое спокойное существование и снова выбросили в океан людских треволнений мою ладью, приставшую было у подножья креста. Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной. Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм лени, который приспособляется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями и которым, к сожалению, страдают теперь у нас многие дельные умы. Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия. Тот обнаружил бы, по-моему, глубокое непонимание роли, выпавшей нам на долю, кто стал бы утверждать, что мы обречены кое-как повторять весь длинный ряд безумств, совершенных народами, которые находились в менее благоприятном положении, чем мы, и снова пройти через все бедствия, пережитые ими. | ||
|