Библиотека >> Русская идея.
Скачать 25.11 Кбайт Русская идея.
И вот, вспоминая все это, говоришь себе: сколь велико и прекрасно
должно быть в своем конечном осуществлении национальное дело, имевшее таких
предшественников, и как высоко должна, если она не хочет упасть, ставить свою
цель страна, имевшая во времена своего варварства своими представителями Святого
Владимира и Петра Великого. Но истинное величие России - мертвая буква для наших
лжепатриотов, желающих навязать русскому народу историческую миссию на свой
образец и в пределах своего понимания. Нашим национальным делом, если их
послушать, является нечто, чего проще на свете не бывает, и зависит оно от
одной-единственной силы - силы оружия. Добить издыхающую Оттоманскую империю, а
затем разрушить монархию Габсбургов, поместив на месте этих двух держав кучу
маленьких независимых национальных королевств, которые только и ждут этого
торжественного часа своего окончательного освобождения, чтобы броситься друг на
друга. Действительно, стоило России страдать и бороться тысячу лет, становиться
христианской со Святым Владимиром и европейской с Петром Великим, постоянно
занимая при этом своеобразное место между Востоком и Западом, и все это для
того, чтобы в последнем счете стать орудием "великой идеи" сербской и "великой
идеи" болгарской!
Но, скажут нам, не в этом дело: истинная цель нашей национальной политики - это Константинополь. По-видимому, греков уже перестали принимать в расчет, а ведь у них есть тоже своя "великая идея" панэллинизма. Но самое важное было бы знать, с чем, во имя чего можем мы вступить в Константинополь? Что можем мы принести туда, кроме языческой идеи абсолютного государства, принципов цезарепапизма, заимствованных нами у греков и уже погубивших Византию? В истории мира есть события таинственные, но нет бессмысленных. Нет! Не этой России, какой мы ее видим теперь, России, изменившей лучшим своим воспоминаниям, урокам Владимира и Петра Великого, России, одержимой слепым национализмом и необузданным обскурантизмом, не ей овладеть когда-либо вторым Римом и положить конец роковому восточному вопросу. Если благодаря нашим ошибкам этот вопрос не может быть разрешен к вящей нашей славе, он будет разрешен к вящему нашему унижению. Если Россия будет упорствовать на пути гнетущего обскурантизма, на который она вновь вступила теперь, место на Востоке займет другая национальная сила, в значительной степени менее одаренная, но зато и значительно более устойчивая в своих ограниченных духовных силах. Болгары, вчера еще столь любезные нам и покровительствуемые нами, сегодня презренные бунтовщики в наших глазах, завтра станут нашими торжествующими соперниками и господами древней Византии. IV Не следует, впрочем, преувеличивать эти пессимистические опасения. Россия еще не отказалась от смысла своего существования, она не отреклась от веры и любви первой своей юности. В ее воле еще отказаться от этой политики эгоизма и национального отупения, которая неизбежно приведет к крушению нашу историческую миссию. Фальсифицированный продукт, называемый общественным мнением, фабрикуемый и продаваемый по дешевой цене оппортунистической прессой, еще не задушил у нас национальной совести, которая сумеет найти более достоверное выражение для истинной русской идеи. За этим не надо далеко ходить: она здесь, близко - эта истинная русская идея, засвидетельствованная религиозным характером народа, прообразованная и указанная важнейшими событиями и величайшими личностями нашей истории. И если этого недостаточно, то есть еще более великое и верное свидетельство - откровенное Слово Божие. Я не хочу сказать, чтобы в этом Слове можно было найти что-либо о России: напротив, молчание его указует нам истинный путь. Если единственный народ, о котором специально пеклось божественное провидение, был народ израильский, если смысл существования этого единственного в своем роде народа лежал не в нем самом, но в приуготованном им христианском откровении и если, наконец, в Новом Завете уже нет речи о какой-либо отдельной национальности и даже определенно указывается, что никакой национальный антагонизм не должен более иметь места, то не следует ли вывести из всего этого, что в первоначальной мысли Бога нации не существуют вне их органического и живого единства, - вне человечества? И если это так для Бога, то это должно быть так и для самих наций, поскольку они желают осуществить свою истинную идею, которая есть не что иное, как образ их бытия в вечной мысли Бога. Смысл существования наций не лежит в них самих, но в человечестве. | ||
|