Библиотека >> Русская идея.
Скачать 25.11 Кбайт Русская идея.
XXI). Конец произведения связан здесь с
началом, создание мира физического и история человечества объяснены и оправданы
откровением мира духовного, представляющего совершенное единение человечества с
Богом. Дело завершено, круг замкнулся, и даже с чисто эстетической точки зрения
ощущается удовлетворение. Посмотрим теперь, как заканчивается Библия евреев.
Последняя книга этой Библии есть "Дибрэ-га-ямим", книга Паралипоменон, и вот
заключение последней главы этой книги: "Так говорит Кир, царь Персидский: "Все
царства земли дал мне Ягве, Бог небесный; и Он повелел мне построить ему дом в
Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас - из всего народа Его? Да будет Ягве,
Бог его, с ним и пусть он туда идет!" Между этим заключением и заключением
христианской Библии, между словами Христа во славе Его: "Я Альфа и Омега, начало
и конец; я даю жаждущему от источника воды живой даром; победивший унаследует
все, и Я буду его Богом и он будет Мне сыном", между этими словами и словами
царя персидского, между этим домом, который надлежит воздвигнуть во Иерусалиме
иудейском, и жилищем Бога и с Ним людей в новом Иерусалиме, сходящем с небес,
контраст воистину поразительный. С точки зрения евреев, отвергающих великую
универсальную развязку своей национальной истории, открытую в Новом Завете,
пришлось бы признать, что сотворение неба и земли, призвание, возложенное на
патриархов, миссия Моисея, чудеса Исхода, откровение на Синае, подвиги и гимны
Давида, мудрость Соломона, вдохновение пророков - что все эти чудеса и вся эта
святая слава привели в конце концов лишь к манифесту языческого царя,
повелевающего горстке евреев построить второй Иерусалимский храм, тот храм,
бедность которого по сравнению с великолепием первого вызвала слезы у старцев
Иудеи и который впоследствии был расширен и украшен идумейцем Иродом лишь для
того, чтобы быть окончательно разрушенным солдатами Тита. Итак, не субъективный
предрассудок христианина, а памятник национальной мысли самих евреев ясно
доказывает, что вне христианства историческое дело Израиля потерпело крушение и
что, следовательно, народ может при случае не понять своего призвания.
III Я не отклонился от своего предмета, говоря о Библии евреев. Ибо в этой прерванной Библии, в этом контрасте величественного начала и жалкого конца есть нечто, напоминающее мне судьбы России, если рассматривать их с точки зрения исключительно националистической, господствующей у нас в данное время и соединяющей в молчаливом согласии Каиаф и Иродов нашей бюрократии с зилотами воинствующего панславизма. Действительно, когда я думаю о пророческих лучах великого будущего, озарявших первые шаги нашей истории, когда я вспоминаю о благородном и мудром акте национального самоотречения, создавшем более тысячи лет тому назад русское государство в дни, когда наши предки, видя недостаточность туземных элементов для организации общественного порядка, по своей доброй воле и по зрелом размышлении призвали к власти скандинавских князей, сказав им достопамятные слова: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами". А после столь оригинального установления материального порядка не менее замечательное водворение христианства и великолепный образ Святого Владимира, усердного и фанатического поклонника идолов, который, почувствовав неудовлетворенность язычества и испытывая внутреннюю потребность в истинной религии, долго размышлял и совещался, прежде чем принять эту последнюю, но, став христианином, пожелал быть им на самом деле и не только отдался делам милосердия, ухаживая за больными и бедными, но проявил большее проникновение евангельским духом, чем крестившие его греческие епископы; ибо этим епископам удалось только путем утонченных аргументов убедить этого, некогда столь кровожадного князя в необходимости применять смертную казнь к разбойникам и убийцам: "Боюсь греха", говорил он своим духовным отцам. И затем, когда за этим "красным солнышком" - так народная поэзия прозвала нашего первого христианского князя, - когда за этим красным солнышком, озарявшим начало нашей истории, последовали века мрака и смут, когда после долгого ряда бедствий, оттесненный в холодные леса северо-востока, притупленный рабством и необходимостью тяжелого труда на неблагодарной почве, отрезанный от цивилизованного мира, едва доступный даже для послов главы христианства,<<2>> русский народ опустился до грубого варварства, подчеркнутого глупой и невежественной национальной гордостью, когда, забыв истинное христианство Святого Владимира, московское благочестие стало упорствовать в нелепых спорах об обрядовых мелочах и когда тысячи людей посылались на костры за излишнюю привязанность к типографским ошибкам в старых церковных книгах, - внезапно в этом хаосе варварства и бедствий подымается колоссальный и единственный в своем роде образ Петра Великого. Отбросив с | ||
|