Библиотека >> Русская идея.
Скачать 25.11 Кбайт Русская идея.
Церковью и государством, христианством и национальностью. Между тем этого союза
и этой солидарности нет больше. Они разрушены восстанием Сына против Отца,
ложным абсолютизмом национального государства, пожелавшего стать всем, оставаясь
одним, и поглотившего авторитет церкви, удушившего социальную свободу. Ложная
царская власть породила ложных пророков, и антисоциальный абсолютизм государства
естественно вызвал антисоциальный индивидуализм прогрессивной цивилизации.
Великое социальное единство, нарушенное нациями и государствами, не может
сохраниться надолго для индивидов. Раз человеческое общество не существует более
для каждого человека как некоторое органическое целое, солидарной частью
которого он себя чувствует, общественные связи становятся для индивида внешними
и произвольными границами, против которых он возмущается и которые он в конце
концов отбрасывает. И вот он достиг свободы, но той свободы, которую смерть дает
органическим элементам разлагающегося тела. Этот мрачный образ, которым
славянофилы так злоупотребляли в своей борьбе с Западом и которому радовалась их
национальная гордость, должен был бы внушать нам совершенно обратные чувства. Не
на Западе, а в Византии первородный грех националистического партикуляризма и
абсолютического цезарепапизма впервые внес смерть в социальное тело Христа. А
ответственная преемница Византии есть русская империя. И теперь Россия есть
единственная христианская страна, где национальное государство без оговорок
утверждает свой исключительный абсолютизм, делая из церкви атрибут
национальности и послушное орудие мирской власти, где это устранение
божественного авторитета не уравновешивается даже (насколько это возможно)
свободою человеческого духа.
Второй член социальной троицы - государство, или светская власть, - в силу своего посредствующего положения между двумя другими является главнейшим орудием поддержания или разрушения целостности вселенского тела. Признавая начало единства и солидарности, представляемое Церковью, и сводя во имя этой солидарности к справедливой мере все то неравенство, которое проистекает из свободной деятельности частных сил, государство является могучим орудием истинной социальной организации. Напротив того, замыкаясь в отъединенном и эгоистическом абсолютизме, государство теряет свою истинную нерушимую основу и непогрешимую санкцию своей социальной деятельности и оставляет вселенское общество без защиты против "тайны нечестия". В силу исторических условий, в которые она поставлена, Россия являет наиболее полное развитие, наиболее чистое и наиболее могущественное выражение абсолютного национального государства, отвергающего единство Церкви и исключающего религиозную свободу. Если бы мы были языческим народом, мы, конечно, могли бы окончательно кристаллизоваться в сказанном состоянии. Но народ русский - народ в глубине души своей христианский, и непомерное развитие, которое получил в нем антихристианский принцип абсолютного государства, есть лишь обратная сторона принципа истинного, начала христианского государства, царской власти Христа. Это есть второе начало социальной троицы, и, дабы проявить его в правде и истине, Россия должна прежде всего поставить это начало на то место, которое ему принадлежит, признать и утвердить его не как единственный принцип нашего обособленного национального существования, но как второй из трех главных деятелей вселенской социальной жизни, в неразрывной связи с которой мы должны пребывать. Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить власть государства (царственную власть Сына) авторитету Вселенской Церкви (священству Отца) и отвести подобающее место общественной свободе (действию Духа). Русская империя, отъединенная в своем абсолютизме, есть лишь угроза борьбы и бесконечных войн. Русская империя, пожелавшая служить Вселенской Церкви и делу общественной организации, взять их под свой покров, внесет в семейство народов мир и благословение. "Не добро быть человеку одному". То же можно сказать и о всякой нации. Девятьсот лет тому назад мы были крещены Святым Владимиром во имя животворящей Троицы, а не во имя бесплодного единства. Русская идея не может заключаться в отречении от нашего крещения. Русская идея, исторический долг России требует от нас признания нашей неразрывной связи с вселенским семейством Христа и обращения всех наших национальных дарований, всей мощи нашей империи на окончательное осуществление социальной троицы, где каждое из трех главных органических единств, церковь, государство и общество, безусловно свободно и державно, не в отъединении от двух других, поглощая или истребляя их, но в утверждении безусловной внутренней связи с ними. Восстановить на земле этот верный образ божественной Троицы - вот в чем русская идея. И в том, что эта идея не имеет в себе ничего исключительного и партикуляристического, что она представляет лишь новый аспект самой христианской идеи, что для осуществления этого национального призвания нам не нужно действовать против других наций, но с ними и для них, - в этом лежит великое доказательство, что эта идея есть идея истинная. | ||
|