Библиотека >> Человек перед лицом смерти.
Скачать 210.63 Кбайт Человек перед лицом смерти.
Открыв дверь,
попытался выйти, но увидел, что следующий за нами вагон задрался вверх и грозил
рухнуть на меня. Тогда я вернулся на место и собрался крикнуть соседу, находившемуся
у окна: "Отойдите от окна!". Я закрыл рот, сильно прикусив язык:
в кратчайшее время последовало самое кошмарное падение, какое можно представить.
Машинально я вцепился в сидение. Руки и ноги функционировали нормально, как
бы инстинктивно заботясь о себе и со скоростью молнии парировали на рефлекторном
уровне все доски, жерди и скамейки, сокрушаемые вокруг и валящиеся на меня.
В это время через мой мозг самым четким образом проносился поток мыслей. Они
говорили: "Следующий удар убьет меня". Цепь картин быстро проносилась
перед глазами, представляя все, любимое мною, и то прекрасное, что я когда-либо
испытал. В перерывах между картинами звучала могучая мелодия прелюда, который
я слышал утром: "Бог всемогущ. Небеса и Земля покоятся в Его руке; мы
должны склониться перед Его волей". С этой мыслью в душе, находясь в
центре происходящего ужасного смятения, я был захлестнут чувством бесконечного
покоя. Вагон тряхнуло еще дважды, а затем головная часть неожиданно под прямым
углом врезалась в Бирс, а задняя, где я находился, раскачивалась из стороны
в сторону, то свешиваясь над ограждением, то вновь наклоняясь к реке. Вагон
был разбит вдребезги. Я лежал, зажатый со всех сторон, засыпанный грудой досок
и скамеек и ждал, когда на мою голову обрушится следующий вагон. Но неожиданно
наступила тишина. Грохот стих. Кровь капала со лба, но я не ощущал боли. Потеря
крови вызвала головокружение. После непродолжительного барахтанья, я выбрался
из-под груды обломков, вылез через окно. Только тут я впервые понял кошмарный
масштаб происшедшей катастрофы.
Хейм завершает свою статью утверждением, что смерть от падения с субъективной точки зрения приятна. Погибшие в горах в последние мгновенья жизни обозревали свое прошлое, пребывая в преображенном состоянии. Возвысившись над телесной болью, они находились во власти благородных глубоких мыслей, величественной музыки и с ощущением покоя и примирения. Они падали в прекрасные голубые или розовые небеса, а затем все неожиданно останавливалось. Согласно Хейму, смертельные падения гораздо более "ужасны и жестоки" для оставшихся в живых, нежели для жертв. Несравненно болезненней - как с точки зрения испытываемых в тот момент чувств, так и во время последующих воспоминании - видеть падающим кого-то другого, нежели падать самому. Часто свидетели таких происшествий бывали столь глубоко потрясены и парализованы ужасом, что оставались надолго травмированы событием, в то время как жертва, если ей удавалось избежать тяжелых повреждений, выходила из происшествия свободной от тревоги и боли. Хейм иллюстрирует данное положение собственным опытом, когда ему пришлось наблюдать падение коровы. Это воспоминание до сих пор болезненно для него, а собственное несчастье сохранено в памяти, как могучее и даже экстатическое преображение, - лишенное боли и муки, - точно так же, как оно переживалось на самом деле. Интерес к конкретным аспектам умирания, продемонстрированный некоторыми исследователями конца XIX - начала XX веков имеет две различные побудительные причины. Одну группу наблюдателей, искавших психологические признаки надвигающейся смерти, интересовали субъективные переживания умирающих с точки зрения предчувствий. В то время их видения привлекли пристальное внимание, так как считались весьма зловещими предзнаменованиями. Книга Эдуарда Кларка "Видения: исследование ложных прозрений", написанная, когда автор сам умирал, стала классическим трудом в своей области. В ней содержится множество описаний околосмертных переживаний, и она является бесценным источником данных для любого серьезного исследователя. Ко второй группе принадлежали профессионалы, побудительной причиной которых был интерес к парапсихологии. Они изучали феноменологический аспект процесса смерти и искали признаки существования жизни после физической кончины. За редким исключением эти исследователи души обращали мало внимания на поведение и переживания самих умирающих. Скорее, их интересовала область относящихся к чьей-то смерти и совпадающих с ней сверхчувственных и визионерских ощущений у других, особенно родных и друзей. Интерес же к фактическим переживаниям умирающих был весьма ограничен и концентрировался, в основном, вокруг идеи происшествий по типу "Пик в Дарьене", выдвинутой в 1877 году мисс Ф. П. Кобби, а затем поддержанной и развитой Джеймсом Хислопом, Уильямом Барреттом и Хорнеллом Хартом, соответственно, в 1908, 1926 и 1929 годах. Данная концепция базируется на вере в то, что духи умерших родственников приходят помочь умирающим, облегчить им переход в иной мир и увести их туда с собой. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
| ||
|