Библиотека >> Что такое - антинаука?
Скачать 43.51 Кбайт Что такое - антинаука?
Как я уже подчеркивал, никакая картина мира на самом деле не является антинаучной в подлинном смысле этого слова , поскольку всегда включает в себя в качестве базового компонента рабочую прототеорию о природе физической и биологической реальности. Главнейшая функция картины мира состоит в том, что она выполняет роль связующей силы, направленной на консолидацию человеческого сообщества , на руководство его жизнедеятельностью. Как отмечал Э. Эриксон, "мировоззрение представляет собой универсальную, всеобъемлющую концепцию, которая (если она исторически жизненна) интегрирует, организует коллективное воображение. Согласно этой формуле, мировоззрение фокусирует и дисциплинирует внимание людей на отборе существенных для жизни достоверных фактов; оно усиливает коллективное сознание, расширяет его горизонт, направляет его на осмысление исторических реалий, активизирует чувство социальной солидарности, укрепляет и стимулирует волю к труду. В совокупности все эти свойства картины мира позволяют объяснить многие исторические явления, о которых прежде можно было строить лишь интуитивные догадки". Именно благодаря картине Мира, считает Эриксон, "индивид обретает горделивое чувство, будто он пребывает в центре, вокруг которого вращается весь мир, – чувство, придающее силы и уверенность в его делах и трудах" [11]. Аналогичным образом – и для научного, и для любого другого сообщества – мировоззрение, основанное на альтернативных, по отношению к господствующим, воззрениях, выполняет ту же функцию фактора сплочения, консолидации и санкции на деятельность [12]. Самоопределение и самоутверждение как индивидуальных, так и коллективных картин мира осуществляется путем противопоставления альтернативным образам мира . Этот фундаментальный факт, справедливый уже для лексических единиц в процессе построения какого-либо тезауруса, хорошо известен историкам науки, которые установили, что на протяжении вот уже нескольких столетий все научные картины мира утверждались и утверждаются путем резкой демаркации и размежевания со своими оппонентами, в роли которых нередко выступали их же предшественники. Примером может служить историческая последовательность "ньютонианство-романтизм-механицизм-электромагнетизм-релятивизм-эмпирицизм". Научная картина мира , независимо от того, насколько она "адекватна" или "современна", обязательно входит в качестве элемента в общую картину мира индивида . Как правило, всегда есть некая правдоподобная взаимосвязь, некий механизм взаимоотношения между общемировоззренческими и научно-техническими элементами индивидуальной картины мира . То, например, что кайзер Франц-Иосиф до конца своих дней категорически отказывался пользоваться автомобилем, телефоном и даже сантехникой, – отнюдь не было капризом старика или причудой самодержца. Просто эти вещи никаким естественным и законным образом не укладывались в его традиционалистской по складу ума голове. Вместе с тем совсем не обязательно, чтобы подобная когерентная согласованность и устойчивость компонентов мировоззрения имела место всегда и в любом случае. Вспомним, например, как часто встречается такое на первый взгляд удивительное и несвязуемое сочетание: "религиозный фундаментализм + креационизм + почтительное отношение к достижениям высоких технологий". У большинства людей, в общем, с вниманием относящихся к астрологии, мистицизму, чудотворному целительству, эти явления и увлечения составляют все же лишь поверхностный слой их общего мировоззрения, его побочный или периферийный элемент. Само мировоззрение при этом, как правило, покоится на фундаменте из более реалистических и основательных представлений, заимствованных из общенаучной картины мира и ее специальных разделов. А это уже обусловливает "протонаучный" по общему характеру и внутренним тенденциям тип мировоззрения человека. Картина мира, в которой отсутствуют характерные черты, присущие стандартной картине мира западной науки, как правило, будет восприниматься в качестве альтернативной со стороны той картины мира, в которой эти элементы или черты присутствуют. При этом, однако, ситуация оказывается симметричной: каждая из двух таких картин мира будет альтернативной – контрагентом по отношению к другой. Отсюда следует, что правильнее, по-видимому, было бы говорить не об "антинауке", а об "альтернативной" науке. Заметим, однако, что при этом термин "альтернатива" создает видимость того, что будто бы такие концепции равноправны в онтологическом и прагматическом смысле и обладают (опять-таки, как бы в одинаковой мере) статусом "настоящей науки". Поэтому еще более точным следует считать наименование соответствующих концепций "паранаукой". Тематическое ядро [13]. В центре каждой картины мира, образуя ее важнейшую в эпистемологическом смысле когнитивную структуру, находится совокупность тематических категорий и допущений: они по большей части носят характер бессознательно принятых, непроверяемых квазиаксиоматических базисных положений, утвердившихся в практике мышления в качестве его руководящих и опорных средств. | ||
|