Библиотека >> Проблемы творчества в произведениях В.М. Шукшина

Скачать 8.27 Кбайт
Проблемы творчества в произведениях В.М. Шукшина

Моню Квасова убеждают и отговаривают от затеи изобрести вечный двигатель. Семен Рысь спорит со специалистами, доказывающими нецелесообразность восстановления красавицы-церкви. Только в постоянной конфронтации возможно творчество, которое становится выходом (или попыткой выхода) из некоторой сложившейся системы принципов и ценностей, ее преобразованием, налаживанием новых межличностных отношений.

Творчество художника всегда ориентировано на публику, он всегда работает для кого-то, считает Шукшин, и тем болезненнее оказывается непонимание. В результате — горькое разочарование, бессильное отчая­ние, грусть, боль, обида, превращающаяся в «привычную, постоянную, застарелую злость». Творчество делает человека «без­защитным и беспомощным в этом железном мире», убеждает Шукшин. Чтобы творить, нужно быть сильным. Далеко не всякий способен доказать окру­жающим свое право на творчество и ценность своих идей. «Тысячи должны пробовать писать, чтобы один стал писателем», говорил Шукшин. Ни полный творческих мечтаний молодой врач Солодовников («Шире шаг, маэстро!), ни столяр Семен Рысь, ни «мыслитель» Князев не выдержали противостоя­ния, устали, «сгорели», «не дотворили». Они были вынуждены принять общую «точку зрения», которая ранее им казалась лишенной смысла, и поэтому «обидно, досадно и совестно» («Мастер»). Пожалуй, ни один из «творческих героев» Шукшина не смог до конца реализовать свои идеи, завершить свой «праздник» творчества. Творческая несостоятельность и бесплодность объясняются прежде всего непризнанием, непониманием и, в итоге, социальной изоляцией талантливой личности. Спрятанная в тексте шукшинская мысль о губительности социальных условий для возникновения и осуществления творческих идей становится прозрачной. Тяга шукшинских «сельских жителей» к знаниям (столь же страстно-болезненная, как и у самого Шукшина) гасится социальным окружением и несвободой; тяга к необычному душится теми, кто не выходит за пределы обыденного.

Разное отношение у Шукшина к своим «творческим» героям: доброе или насмешливое сочувствие, искреннее уважение, сострадание, неприязнь, но всегда эти чувства с оттенком неподдельного изумле­ния. Творчество осталось для Шукшина тайной.

БИБЛИОГРАФИЯ: Апухтина В.А. О сатире В. Шукшина. // Творчество В.М. Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. Барнаул, 1997; Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина. Барнаул, 1992; «Срезал»: Проблемы анализа, интерпретации, перевода. Барнаул, 1995; Плохотнюк Т.Г. Мифопоэтика рассказа В. Шукшина «Стенька Разин» // Творчество В.М. Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. Барнаул, 1997.


--------------------------------------------------------------------------------

Страницы:  1  2  3  4