Библиотека >> К феноменальности творчества —- через синергетическую сложность
Скачать 6.94 Кбайт К феноменальности творчества —- через синергетическую сложность
Энцефалограммы больных эпилепсией, напротив, свидетельствуют об удивительной регулярности (размерности 2). На основании этих данных И.Пригожин делает вывод о "патологичности умственного порядка", подтверждая слова П.Валери о том, что "мозг — это сама нестабильность" [4, с.90].
Неустойчивость головного мозга, лучше сказать — колоссальная неустойчивость, нестабильность, неопределенность и "бессущностность" человека как сложнейшего природно-историко-культурно-социального образования, делает возможным новообразование, деятельность и творчество, т.к. любая из бесчисленных вариаций социо-культурного контекста может сообщить мысли самое неожиданное направление. Сложность — то общее для природы и человека основание, которое дает возможность для возникновения нового. Но ни человеческое творчество, ни эволюция природы не сводятся только к процессу новообразования. Любая система бытийствует в определенном контексте - окружении, линеаризующем, нормирующем и регулирующем процесс новообразования. Поэтому не менее важным оказывается взаимодействие новизны, порождаемой сложной системой, с ее окружением. Творчество предстает перед нами как момент флуктуации в человеческом существовании, которая преобразует некоторую область социокультурной системы отношений, норм и ценностей. Творчество есть действительно момент, вспыхивающий и гаснущий, поскольку возникшая флуктуация, изменяя систему, ею и принимается (впрочем, адаптация системы к новому может занимать значительное время, что делает возможным мистифицирование творчества [6. с. 92-93]. Будучи принятой (адаптированной в системе), новый результат деятельности (новая идея, открытие, метод и т.д.) постепенно перестает быть творческим по мере социального освоения, т.к. постепенно превращается в способ стандартного действия. Творчество феноменально, поскольку можно говорить о том, что творчество состоялось, только после того, как осуществился момент преобразующего взаимодействия новизны, порождаемой субъектом в процессе деятельности, и социокультурных нормирующих отношений. Без случившегося момента преобразования бесчисленные нерезультативные флуктуации где-то просто погасли, остались неизвестными, хотя, возможно, какие-то из них еще "превратятся" в творческие. Только после осуществления момента преобразования атрибут "творческий" переносится на деятельность, породившую результат, признанный "творческим". Творчеством (творческой) называют либо деятельность, застывшую в продукте, ставшем "творческим", либо деятельность, сходную с той, что уже стала "творческой". В действительности, человек не "генерирует" творческие идеи: идеи, появляющиеся в процессе его деятельности, могут стать творческими; никакая деятельность и никакое новообразование a priori не являются творческими. Творчество феноменально, т.к. феноменальна сложность, являющаяся основой и возможностью новообразования. С феноменальностью сложности связана непредсказуемость процесса и результатов творческого поиска. Феноменальность творчества связана и с изменчивостью социокультурного контекста, что приводит к "пульсированию" творчества: деятельность, которая считалась "творческой", перестает быть таковой, и наоборот, "нетворческая" деятельность становится "творческой", возникают новые виды деятельности, приобретающие социальный статус "творческой профессии". То же происходит и с объективациями деятельности: многие книги, полотна, фильмы, научные открытия и т.п. неожиданно оказываются "творческими" или, наоборот, перестают таковыми быть. В рамках даже одной культуры творчество весьма неустойчиво. И это понятно: творчество — момент частичного преобразования культуры и, следовательно, представлений о творчестве; творчество есть акт культуросозидания, и каждый акт творчества в какой-то степени изменяет культурную парадигму деятельности и творчества, т.е. в какой-то степени определяет, каким может быть следующий творческий акт. Так творчество изменяет само себя. Понятие “творчество” функционально, оно характеризует различные формы взаимоотношений личности с другими людьми, обществом. Эти формы многочисленны и разнообразны, поэтому бесчисленны оттенки творчества, поэтому так многозначно понятие: творчество выступает и как психологическая категория (отражающая индивидуальные особенности человека как сложной системы), и как категория культурологическая или социально-историческая (отражающая условия проявления сложности), и как категория онтологическая, становясь в ряд таких понятий, как "изменение", "движение", "жизнь", и как категория эстетическая. Субстанционалистское рассмотрение творчества основано на всей истории классической философии и выросшем из нее естествознании. Полностью отказываться от традиционных представлений и основ изучения творчества нелегко, да и не нужно. Но в конце XX в. все отчетливее обнаруживается тупик, в который заводит поиск "субстанционалистской" основы творчества. Творчество можно изучать только как "несубстанциональный" феномен, как данность, которая не обязательно должна была случиться, изучать только путем раскрытия уже случившегося и необратимого творческого акта. | ||
|