Библиотека >> К феноменальности творчества —- через синергетическую сложность
К феноменальности творчества —- через синергетическую сложность
К феноменальности творчества —- через синергетическую сложность
И.Н. Дубина В конце XX в. вопросы о творчестве вылились в рождение новых парадигм и их столкновение с классическими. Возникшие в пост-неклассическую эпоху новые философские, естественнонаучные и гуманитарные концепции позволили вплотную подойти к решению многих классических проблем, по иному взглянуть на творчество и пути его изучения. История изучения творчества показывает, что в исследованиях всегда явно или неявно предполагается субстанциональность творчества. Считается, что в различных видах любой деятельности, которая называется "творческой", имеется нечто общее, постоянное, устойчивое, что как раз и составляет специфическую особенность творчества и остается самотождественным при смене социокультурного контекста. Субстанциональность оказывается предпосылкой - "пред-рассудком" (Х.Г.Гадамер) в большинстве известных опытов исследования творчества. В предлагаемой работе предпринята попытка обосновать феноменальность творчества. Мы полагаем, что необходимо отказаться от идеи о творчестве как специфической и неизменной характеристике, атрибутивной черты, потенциально или актуально присущей самой деятельности, или как о некой неизменной особенности, привносимой в деятельность субъектом. Решение вопроса о феноменальности творчества мы начнем с рассмотрения проблемы новообразования. Разумеется, творчество ни в коей мере не сводимо лишь к созданию нового, но, тем не менее, новообразование — один из основных моментов в творчестве, это его "необходимый, но недостаточный" элемент. Как бы не рассматривалось творчество: как продукт, как процесс или как особенное креативное состояние субъекта, в творчестве всегда присутствует элемент новизны [1, с. 66]. Но что в самой действительности делает возможным существование феномена новообразования? Приблизиться к решению этого вопроса можно, на наш взгляд, с помощью синергетики — теории нелинейных неравновесных динамических систем, концептуальные подходы которой все чаще находят успешное применение в различных областях гуманитарного знания (см., например, [2; 3]). Обратимся к сложности — одному из центральных в синергетике понятий с целью выдвижения и обоснования гипотезы о том, что условием и возможностью любого новообразования (а в известной мере — и творчества) является сложность. Понятие "сложность" не является тривиальным, его общепринятого определения не существует. В синергетике этот термин имеет приблизительно следующее смысловое наполнение. Все макроскопические системы (планеты, растения, животные, популяции животных организмов, человеческие общества и др.) состоят из элементов, или компонентов (атомы, молекулы, клетки, организмы и т.п.). Любой природный или социокультурный объект мы можем рассматривать как более или менее сложную динамическую систему, взаимодействующую с другими системами. Динамические системы подразделяются на устойчивые и неустойчивые. Последние очень чувствительны к слабым возмущениям, начальным условиям, неоднородностям, флуктуациям (т.н. "режим обострения"). Для неустойчивых систем, чувствительных к незначительным вариациям начальных условий и находящихся в нестабильных связях с другими системами, невозможно определить класс "сходных ситуаций", в которых "сходные причины" (т.е. сходные начальные условия) влекут за собой "сходные следствия". Поэтому для описания неустойчивых систем невозможно применение традиционных естественнонаучных детерминистских понятий причинности; сам смысл причинности для таких систем меняется. "Предсказание" поведения таких систем невозможно, т.к. после определенного промежутка времени задание начального состояния не позволяет более определять траекторию; величины, характеризующие систему, лавинообразно изменяются за конечный промежуток времени. Чтобы увеличить временной интервал, в течение которого возможен прогноз поведения системы, необходимо многократно (на несколько порядков) увеличить точность задания начального состояния. Именно такие системы, не допускающие "грубого или операционального описания в терминах детерминистских причинностей" [4, с.81], и называются в синергетике сложными. Единственно возможным описанием сложных систем становится только вероятностное описание. Существуют, как известно, различные типы "непредсказуемого" поведения систем и различные вероятностные подходы к их описанию. В классическом естествознании известны два понимания вероятности (и, соответственно, случайности): (1) гносеологическое: вероятность есть мера нашего незнания (мы не можем учесть всех параметров (степеней свободы) системы и вынуждены прибегать к "усредненному" и приблизительному описанию); (2) технологическое или операциональное: вероятность есть следствие технической невозможности абсолютно точного задания начальных условий (мы не имеем возможности обеспечить абсолютную повторяемость исходных условий, например, при бросании игральной кости, поэтому и получаем различные (и непредсказуемые) результаты). | ||
|