Библиотека >> Экзистенциальная психология глубинного общения
Скачать 144.79 Кбайт Экзистенциальная психология глубинного общения
Но этот этап важно именно пройти, а не остановиться на нем, не перепутать подготовку к "искусству работы с людьми" и само это искусство. В определенном смысле можно сказать, что разучить все описанные "коммуникативные гаммы" так же важно, как и "забыть" их, перейдя к опоре на интуицию, импровизацию, творчество.
В третьей части книги будет изложен опыт реализации некоторых из представленных выше положений при разработке программы семинара-тренинга "Психология глубинного общения". * * * Приведенный в данном разделе обзор "основных измерений" – только предварительное, краткое, схематичное описание, лишь приоткрывающее "дверь" в особый Мир глубинного общения, бесконечно сложный и многообразный, трудноуловимый и изменчивый, драматичный и прекрасный. Освоиться в этом Мире, научиться в нем ориентироваться и, тем более, "работать" – задача в высшей степени непростая! Но если не браться за ее решение, не стоит рассчитывать на освоение искусства психологического консультирования. Именно освоение представленных выше основных измерений глубинного общения – понимание их сути, способность видеть, различать и применять на практике все многообразие их уровней, видов, форм – и составляет основное содержание семинара-тренинга "Психология глубинного общения". В завершение этой части остановимся на нескольких сформулированных Бюдженталом (Bugental, 1987, р. 14-15) принципиальных соображениях, общих для всех измерений, которые призваны помочь выработать адекватное отношение к описанным параметрам и к самой "концепции измерений". (В этом описании я исхожу из характеристик, данных автором, но использую для них свои названия.) Субъективность. Все измерения глубинного общения, как уже неоднократно подчеркивалось, не есть нечто объективное, безусловное и существующее отдельно от фасилитатора. Наоборот, эти параметры – субъективны по. своей природе, т.к. реально существуют только во взгляде того, кто их использует. Это "созвездия", а не "звезды" и не "галактики"; однако, как справедливо замечает Бюджентал, и "созвездия" имеют определенную ценность – они позволяют лучше ориентироваться в звездах. Если только не путать одно с другим. Отсюда очевидны субъективный, условный характер любых измерений-созвездий, а также ключевой критерий их оценки – не "теоретическая значимость", а "практическая ценность", польза в реальной деятельности. Субъективность измерений глубинного общения состоит и в том, что при полноценном обучении каждый психолог-консультант непременно будет персонифицировать их, творчески перерабатывая с учетом собственных индивидуальных особенностей, опыта и конкретных профессиональных задач, чтобы эти параметры наилучшим образом подходили именно ему. С другой стороны, об условности концепции измерений нельзя забывать при попытках рассмотреть с их помощью реальное поведение конкретных собеседников (клиентов) – в большинстве случаев они "не изучали этот предмет, поэтому легкомысленно создают все новые и новые формы поведения, которые непросто втиснуть в схему" (там же, р. 150). Неоднозначность. Именно в силу своей субъективности, ни одно из измерений глубинного общения не может рассматриваться как точно и однозначно установленное. Они скорее указывают общее направление, основную тенденцию, позволяют выдвинуть гипотезы и всегда носят вероятностный характер. Причем, с выдвижением гипотез не следует торопиться, проверяя и перепроверяя свои догадки, прежде чем делать выводы и принимать решения. В живом процессе общения любое достаточно значимое сообщение собеседников всегда эксклюзивно и требуется каждый раз приступать к пониманию "заново". И никакая концепция никогда не обеспечит нас "достаточной и завершенной картиной происходящего. Всегда есть "нечто большее" и, уж конечно, – всегда есть "большее" для любой психологической теории: "Мир чего-то большего – это субъективный мир, мир, о котором мы знаем так мало. Конечно, у нас в избытке о нем теорий, но он смеется над нашими теориями, и это постоянно проявляется в том, как много оказывается вне их" (там же, р. 19). Это, с другой стороны, означает, что "последнее слово" в каждой ситуации остается за фасилитатором, осуществляющим не "действие по образцу" и не механическую измерительную процедуру, а творческий и ответственный поиск, своеобразную экспертизу. Освоение фасилитатором основных измерений позволяет ему стать в этом поиске более /эффективным, расширить пространство профессиональных выборов и лишает возможности оправдываться тем, что он "не знал, что у него был выбор". Взаимосвязанность. Выделение каждого из измерений как отдельного параметра не означает их полной автономности и независимости друг от друга. Наоборот, все они представляют собой аспекты единой реальности – реальности субъективного мира – и теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Более того, Бюджентал говорит о желательности частичного совмещения – то есть рассмотрения каждого конкретного момента одновременно с разных сторон, с точки зрения нескольких измерений сразу. | ||
|