Библиотека >> Экзистенциальная психология глубинного общения
Скачать 144.79 Кбайт Экзистенциальная психология глубинного общения
.. исцеляющим и способствующим росту, принципиально важно, как получен этот опыт" (Bugental, 1978, р. 16). Наиболее значимый и конструктивный результат будет в том случае, если клиент принимает на себя ответственность за разрешение своих противоречий и сам открывает новые пути.
Если он "приходит к своим эмоциональным проблемам вследствие собственного внутреннего исследования... тогда клиент постигает нечто большее, чем слова и логика, -...переживание бытия в целом. Клиент распространяет внутреннее осознание на жизнь в целом и это расширенное осознание остается устойчивой частью личности, обогащающей последующую жизнь множеством тонких способов" (там же, р. 17). Следует отметить еще один существенный момент. При постоянном стремлении понять клиента, фасилитатору важно все время отдавать себе отчет в относительности и ограниченности познавательных возможностей в этом плане. ЭГП основывается на признании и уважении уникальности и автономии человеческого в каждом человеке. Это, в свою очередь, означает понимание того, что человек в глубинах своей сущности "безжалостно непредсказуем" и "не может быть познан до конца", т.к. в любой момент сам может выступить источником изменений в собственном живом бытии, разрушающих любые "объективные" предсказания и ожидаемые результаты. Поэтому Бюджентал предпочитает говорить о "тайне клиента", о "важности и тщетности информации", о том, что в каждом человеке всегда есть "что-то еще" – что-то непознанное, неуловимое и еще не открытое (возможно, и для него самого)... 6. "В работе по внутреннему поиску идеальное условие для клиента – быть интенсивно присутствующим, то есть быть искренне и почти полностью в данном моменте и в том, что происходит" (Bugental, 1978, р. 18). "Присутствие" – еще одно из ключевых понятий концепции Бюджентала. Оно означает нечто гораздо большее, чем простое "физическое пребывание". Полноценное присутствие включает прежде всего осознание своей субъективности, контакт с внутренней жизнью, с потоком собственных переживаний. "Действительно присутствующий клиент полностью погружен в раскапывание субъективного....Это не "думание о" или "разгадывание" своего "Я". Это скорее открытость внутреннему исследованию, которое более похоже на медитацию или на чтение захватывающего романа, чем на решение арифметических задач" (там же). Но присутствие не означает замыкания в себе, эскапизма. Наоборот – это состояние "разомкнутости", открытости и чуткое прислушивание ко всем нюансам своего диалога с другими людьми, напряженного взаимодействия с Миром, интенсивное проживание каждого значимого момента этой сопричастности. Естественно, присутствие означает соприкосновение прежде всего с непосредственными и актуальными переживаниями. Не отрицая большого значения исследования прошлого и будущего, ЭГП ведущую роль отводит работе в настоящем – с тем, что именно в данный момент действительно "живет" в субъективности человека, что актуально "здесь и теперь". Именно в процессе непосредственного проживания – в том числе и событий прошлого или будущего – могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы. "Только в этот момент я жив. Все остальное в определенной мере спекулятивно. Только сейчас, сейчас, я могу изменить свою жизнь" (Bugental, 1978, р. 121). Именно поэтому, по мнению Бюджентала, достигнуть экзистенциального уровня терапевтической работы можно лишь при условии максимально возможной степени присутствия; причем, присутствия обоих – и клиента, и терапевта (естественно, при первостепенной важности "погружения" клиента). 7. В работе психотерапевта "требуется неусыпное внимание к внутреннему миру переживаний клиента при понимании того, что первейшим инструментом, необходимым для этого... является его собственная субъективность" (Bugental, 1987, р. 3-4). То, что в первую очередь обеспечивает мою работу с клиентом, утверждает Бюджентал, – это я сам. Фасилитатор работает собой: своим внутренним миром, своей субъективностью и, в первую очередь, – чувствительностью к внутреннему миру Другого и способностью вступить с ним в глубинное общение, которое уже само по себе обладает целительной силой. Решающим при этом является, однако, способность фасилитатора сделать возможными интенсивные поиски самого клиента, его осознания, ответственные выборы и мужественные решения. Это, в свою очередь, предполагает развитие широкого спектра сензитивных способностей (включая интуицию) фасилитатора, позволяющих ему тонко чувствовать сложные, часто едва уловимые, процессы субъективной реальности. Здесь мы подходим к очень важной – с точки зрения программы обучения консультационной работе – составляющей экзистенциально-гуманистического подхода. Бюджентал выделил самые существенные, по его мнению, "измерения" субъективной реальности индивидуального консультирования, динамика которых и определяет качество и психологическую суть происходящих при этом глубинных процессов. Поэтому именно этим измерениям следует уделять первостепенное внимание и именно к ним у фасилитатора должна быть особая чувствительность. | ||
|