Библиотека >> Несколько замечаний по поводу доктрины космических циклов
Скачать 9.08 Кбайт Несколько замечаний по поводу доктрины космических циклов
Можно было бы рассмотреть определенную взаимосвязь между пятью "бхута" и пятью "Великими Годами", - - тем более, что в древних традициях центральной Америки такое сочетание элементов с определенными циклическими периодами засвидетельствовано, -- но этот вопрос требует отдельного подробного рассмотрения(5). Как бы то ни было, если истинная продолжительность Манвантары действительно такова, и если мы возьмем за основание наше число 432О, равное 1/3 "Великого Года", тогда необходимым множителем будет число 15. С другой стороны, и пять "Великих Годов" должны распределяться по Югам неравномерно, но в соответствии с простыми соотношениями: Крита-Юга длится 2 "Великих Года", Трета-Юга -- 1 и 1/2, Двапара-Юга -- 1, а Кали -Юга -- 1/2. Эти числа очевидно представляют собой половины чисел, полученных нами при принятии длительности всей Манвантары за 1О (4 -- 3 -- 2 -- 1). Выраженная в обычных годах, продолжительность четырех Юг будет следующей: 25 92О лет длится Крита-Юга, первая из юг, 19 44О -- Трета-Юга, вторая, 12 96О -- Двапара -Юга, третья, и 6 48О -- Кали-Юга, четвертая, что в целом составляет 64 8ОО лет. И разве можно отрицать, что, если оценивать на основании других факторов истинный возраст современного земного человечества, эти цифры вполне укладываются во вполне приемлемые рамки.
Здесь мы прервем наше изложение, т.к. относительно точки начала нашей Манвантары и, следовательно, относительно точного определения циклической позиции той эпохи, в которую мы живем, мы не отваживаемся высказать никаких конкретных предположений. Из традиционных источников нам известно, что мы уже давно находимся в периоде Кали-Юги. Не опасаясь ошибиться, мы бы сказали даже , что в ее последней, крайней фазе, описанной в Пуранах в терминах, в которых, безо всяких сомнений, явственно и однозначно узнается именно наш современный мир. Но не будет ли дальнейшее уточнение циклического места нашей эпохи непозволительной неосторожностью? А кроме того, не превратится ли такое уточнение, в конце концов, как раз в то предсказание будущего, которому так старательно традиция всегда стремилась воспрепятствовать, и конечно же, она имела для этого самые серьезные основания? Рене Генон несколько замечаний по поводу доктрины космических циклов Так как мы часто ссылались в разных местах на индуистскую доктрину космических циклов и на ее аналоги в других традициях, нас просят, если не изложить всю эту доктрину целиком, то, по крайней мере, представить ее в самых общих чертах. Нам кажется, что подобная задача является крайне трудной, и не столько потому, что сам по себе этот вопрос очень сложен, сколько в силу невозможности ясно сформулировать на европейских языках определенные идеи, которые совершенно непривычны для западного образа мыслей. Самое большее, что здесь можно сделать, -- это осветить определенные моменты этой доктрины с помощью нескольких замечаний, которые в лучшем случае следует рассматривать как намек на глубинный смысл этой доктрины, а не как ее доскональное объяснение. Цикл, в наиболее общем понимании этого термина, есть процесс развития какого-то одного уровня Вселенского Проявления (Универсальной Манифестации), а в том случае, если речь идет о малом цикле, -- процесс развития какой-то одной, более или менее узкой и ограниченной модальности данного уровня проявления. Впрочем, в силу закона соответствий, который связывает между собой все вещи, принадлежащие сфере Универсального Существования (1), всегда с необходимостью существует определенная аналогия как между различными циклами одного и того же уровня, так и между основными циклами и их вторичными подразделениями. Именно поэтому во всех случаях при описании различных циклов и можно использовать одни и те же выражения, хотя часто их следует понимать лишь символически, а сущность всякого символизма как раз и основывается на заложенных в природе вещей соответствиях и аналогиях. Здесь мы хотим поянить то, как возникает "хронологическая" форма циклической доктрины, т.е. форма, связанная символизмом времени. -- Поскольку Кальпа представляет собой тотальное развитие одного из миров, т.е. одного уровня или градуса Универсального Существования, то очевидно, что о длительности Кальпы, оцененной с помощью той или иной меры времени, можно говорить лишь исходя из того уровня, одним из определяющих уловий которого является время и который соответствует нашему земному миру. Во всех остальных случаях фактор длительности и фактор временной последовательности, неразрывно с длительностью связанный, могут иметь исключительно символический смысл, основанный на аналогии, и в таких случаях временная последовательность служит лишь образом развертывания ( одновременно логического и онтологического ) "вне-временной" цепи причин и следствий. Но с другой стороны, человеческий язык не способен прямо описать никакие другие уровни, кроме нашего, и поэтому использование такого символизма вполне оправдано и нормально. Здесь мы не собираемся заниматься такими большими циклами, как Кальпа. Мы ограничимся лишь рассмотрением внутренних циклических делений нашей Кальпы, т. | ||
|