Библиотека >> Несколько замечаний по поводу доктрины космических циклов
Скачать 9.08 Кбайт Несколько замечаний по поводу доктрины космических циклов
В сущности, взаимосвязь этих двух точек зрения подобна взаимосвязи временного символизма с символизмом пространственным, на что мы и указывали, говоря о смысле термина "Двипа" в индуистской традиции.
В исламском эзотеризме "семь земель" однозначно определяются как семь "табакат", т.е. как семь "категорий" или "модусов" земной реальности, которые синхронно сосуществуют, как бы накладываясь друг на друга, но при этом только одну из этих "категорий" можно воспринять с помощью органов чувств. Остальные же пребывают в скрытом, латентном состоянии, и их можно ощутить только в исключительной ситуации и при совершенно особых обстоятельствах. И в исламском эзотеризме также говорится, что эти "земли-табакат" проявляются по очереди в различные периоды, следующие друг за другом в общем развитии земного мира. Кроме того, каждая из этих "семи земель" управляется Кутбом или "Полюсом", тождественным Ману того периода, в котором проявляется конкретная земля. Все семь Кутбов подчинены высшему Кутбу, Полюсу, подобно тому, как различные Ману подчинены Ади-Ману или Примордиальному Ману. Но в силу синхронного, одновременного сосуществования всех "семи земель", они осуществляют свои функции также синхронно и постояннно. Совершенно очевидно, что термин "Полюс" тесно связан с "полярным" символизмом горы Меру, о которой мы упомянули выше (впрочем, Меру имеет в исламской традиции свой точный эквивалент в горе Каф). Добавим также, что семь земных "Полюсов" следует рассматривать как отражения семи небесных "Полюсов", которые предстоят соответственно семи планетарным небесам. И это снова отсылает нас к концепции Сварга индуистской традиции, что окончательно подтверждает полное единство обоих традициях касательно данного вопроса. Теперь разберем циклы внутри Манвантары, т.е. Юги, которых индуистская доктрина насчитывает четыре. По ходу дела и не останавливаясь на этом вопросе специально, заметим, что четверичное деление цикла предполагает множество различных применений. Деление цикла на 4 этапа встречается во многих циклах более узкого порядка: упомянем лишь 4 сезона года, 4 недели лунного месяца, 4 стадии человеческой жизни. И здесь снова обнаруживается связь с пространственным символизмом, так как эти 4 периода -- сезоны, недели, жизненные стадии -- как правило связываются с четырьмя сторонами света. С другой стороны, часто отмечают очевидное соответствие четырех Юг четырем векам -- золотому, серебрянному, бронзовому и железному, как они назывались в эпоху греко-латинской античности. И в индуистской теории четырех Юг, и в античной греко-латинской теории четырех веков каждый последующий период отмечен деградацией и инволюцией относительно предыдущего. Именно такая логика цикла, прямо противоположная идее "прогресса"-- как его понимают современные люди -- легко объясняется следующим соображением: любое циклическое развитие, т.е. любой процесс проявления, будучи по определению удалением от Принципа, предполагает "нисхождение", "падение", "упадок", "регресс", "инволюцию", и именно таков истинный смысл концепции "грехопадения" в иудео-христианской традиции. Циклическая деградация сопровождается сокращением длительности каждой из Юг, что сказывается и на продолжительности человеческой жизни. Самое важное состоит в выяснении тех пропорций, которые существуют между продолжительностью этих различных периодов. Если принять общую длительность Манвантары за 10 условных единиц, то длительность Крита-Юги или Сатья-Юги составит 4 единицы, Трета-Юги -- 3 единицы, Двапара-Юги -- 2 единицы и Кали-Юги -- 1 единицу. Эти числа соответствуют количеству ног символического быка Дхарма, на которых он в каждый из этих периодов держится на земле. Деление Манвантары происходит согласно формуле 10=4+3+2+1, что обратно пифагорейскому Тетрактису: 1+2+3+4=10. Эта последняя формула относится к тому, что западный герметизм называет "циркулатура квадрата", а первую формулу, по аналогии, можно определить как формулу "квадратуры круга", т.к. она точно выражает отношение конца цикла к его началу, т.е. видение цикла из точки интеграции его тотального развития. Во всем этом заключен очень важный одновременно арифметический и геометрический символизм, на который мы хотим лишь обратить внимание читателей, не имея возможности разобрать эти вопросы более подробно, поскольку в противном случае мы далеко отклонились бы от темы данной статьи. Что касается чисел, указываемых в различных текстах относительно длительности всей нашей Манвантары и соответственно относительно длительности Юг, то совершенно очевидно, что их нельзя рассматривать в чисто "хронологическом" смысле, как число лет, которое надо понимать буквально. Вот почему, кстати, определенные внешние расхождения среди этих данных не следует понимать как какое-то противоречие между циклическими доктринами различных традиций. | ||
|