Библиотека >> Несколько замечаний по поводу доктрины космических циклов
Скачать 9.08 Кбайт Несколько замечаний по поводу доктрины космических циклов
Например, соответствие между семью Манвантарами и семью Двипа или "регионами", на которые, согласно индуистской доктрине, разделяется вся наша земля. Несмотря на то, что Двипа описываются в виде островов или континентов, расположенных в пространстве определенным образом (а само слово "двипа" на санскрите означает как раз "остров"), не следует понимать это буквально и рассматривать Двипа как обозначения, данные различным континентам нашей планеты. На самом деле, Двипа "появляются" одна за другой, по очереди, а не одновременно, и это означает, что на протяжении каждого циклического периода мы имеем дело с одной и той же Двипа. Если взять в качестве такого циклического периода Манвантару, то получится, что каждая Двипа в течение всей Кальпы должна появиться дважды, т. е. по одному разу в каждой из семеричных серий Манвантар, о которых мы упомянули. И судя по соотношению этих двух серий между собой, -- а они соотносятся друг с другом обратным образом, как и всегда в таких случаях, что явствует также из естественной противопоставленности Сварга и Патала, -- можно прийти к выводу, что очередность появления Двипа в ходе второй серии Манвантар должна быть обратной по отношению к порядку их появления в первой серии. В целом же здесь речь идет скорее о различных состояниях всего земного мира, нежели о пространственных "регионах" как таковых. Джамбу-Двипа представляет собой всю нашу землю целиком, в ее актуальном состоянии. О ней говорится, что она лежит к югу от горы Меру, т.е. от "осевой" горы, вокруг которой происходит вращение нашего мира. Но поскольку Меру символически отождествляется с Северным Полюсом, то вся земля находится к югу от нее. Чтобы объяснить этот вопрос более полно, следовало бы изложить соображения относительно символизма семи ориентаций пространства,-- так как именно на нем основано распределение Двипа по Манвантарам,-- а также показать связь между символизмом времени и символизмом пространства, на которой основывается вся доктрина циклов. Но так как мы не можем высказать в одной статье все эти идеи (что потребовало бы написания отдельной книги), ограничимся общими указаниями, а те, кто уже имеют некоторые знания в этой области, легко смогут их дополнить и развить.
Именно такое понимание смысла концепции семи Двипа подтверждается совпадающими данными других традиций, где также говорится о "семи землях". Особенно это очевидно в исламском изотеризме и в иудейской Каббале. В Каббале "семь земель", внешне представленные как семь частей земли Ханаанской, связываются с царствованием "семи царей Эдома", которые явно соответствуют семи Ману первой серии Манвантар. И все эти земли заключены в "Землю Живых", которая обозначает собой тотальное развитие всех возможностей нашего мира, взятых синхронно в их принципиальном состоянни. Мы можем отметить здесь сосуществование двух перспектив: одна из них -- это перспектива рассмотрения циклических явлений как строго последовательных (эта точка зрения свойственна миру Проявления и Проявленности, взятому в нем самом в отрыве от Вечного Принципа); другая -- перспектива синхронного, одновременного, "симультанного" видения всего цикла ( эта точка зрения, в свою очередь, связана с самим Принципом Проявления, с тем, что можно назвать его "архетипом"). В сущности, взаимосвязь этих двух точек зрения подобна взаимосвязи временного символизма с символизмом пространственным, на что мы и указывали, говоря о смысле термина "Двипа" в индуистской традиции. В исламском эзотеризме "семь земель" однозначно определяются как семь "табакат", т.е. как семь "категорий" или "модусов" земной реальности, которые синхронно сосуществуют, как бы накладываясь друг на друга, но при этом только одну из этих "категорий" можно воспринять с помощью органов чувств. Остальные же пребывают в скрытом, латентном состоянии, и их можно ощутить только в исключительной ситуации и при совершенно особых обстоятельствах. И в исламском эзотеризме также говорится, что эти "земли-табакат" проявляются по очереди в различные периоды, следующие друг за другом в общем развитии земного мира. Кроме того, каждая из этих "семи земель" управляется Кутбом или "Полюсом", тождественным Ману того периода, в котором проявляется конкретная земля. Все семь Кутбов подчинены высшему Кутбу, Полюсу, подобно тому, как различные Ману подчинены Ади-Ману или Примордиальному Ману. Но в силу синхронного, одновременного сосуществования всех "семи земель", они осуществляют свои функции также синхронно и постояннно. Совершенно очевидно, что термин "Полюс" тесно связан с "полярным" символизмом горы Меру, о которой мы упомянули выше (впрочем, Меру имеет в исламской традиции свой точный эквивалент в горе Каф). Добавим также, что семь земных "Полюсов" следует рассматривать как отражения семи небесных "Полюсов", которые предстоят соответственно семи планетарным небесам. И это снова отсылает нас к концепции Сварга индуистской традиции, что окончательно подтверждает полное единство обоих традициях касательно данного вопроса. Теперь разберем циклы внутри Манвантары, т.е. Юги, которых индуистская доктрина насчитывает четыре. | ||
|