Библиотека >> Размышления

Скачать 79.55 Кбайт
Размышления

Потому что если бы
это было справедливо, то было бы и возможно; и если бы по
природе было, принесла бы это природа. А что это не так, если
уж оно не так, это тебе залогом, что и не надо, чтоб было так.
Сам же видишь, как в этом лжеискании споришь с богом, а ведь мы
с богами так не разговаривали бы, не будь они наилучшими и
наисправедливейшими. А если так, они вряд ли в мироуст-роении
пропустили несправедливость или безрассудную небрежность.
6. Упражняйся, хоть и не думаешь преуспеть. Вот и левая
рука, во всем прочем по непривычке праздная, узду держит крепче
правой - к этому приучена.
7. Каким быть и душой, и телом надо, когда схватит смерть;
про краткость жизни, зев вечности позади и впереди, бессилие
всякого вещества.
8. Сквозь кожуру созерцать причинностное, отнесенность
деяний. Что боль, наслаждение; что смерть, слава. Кто виноват,
если лишил себя досуга. Что никому другой не помеха. Что все -
признание.
9. А распоряжаться основоположениями надо, как в двоеборье,
не как гладиаторы, потому что тот кладет меч, орудие свое, и
вновь берет, а у этого рука при себе, и ничего не надо, знай
действуй.
10. На такие дела смотреть, разделяя их на вещество,
причинное, соотнесенность.
11. О том, какова власть человека не делать ничего, кроме
такого, что будет одобрено богом, и принимать все, что бог ему
уделяет. Сообразно с природой.
12. Ни на богов нельзя сетовать (они-то не погрешают ни
вольно, ни невольно), ни на людей (эти не иначе, как невольно ).
Сетовать, выходит, не на кого.
13. Как смешон и странен, кто изумляется чему бы то ни было,
что происходит в жизни.
14. Либо судьба с ее необходимостью и нерушимый порядок,
либо милостивый промысл, либо беспорядочная мешанина случайного.
Так вот, если нерушимая необходимость - что
противишься ей? если промысл, допускающий умилостивление, -
будь достоин божественной помощи. Если же не предводимая никем
мешанина, ликуй, что средь волн таких в самом тебе есть ведущий
ум. И если понесут тебя волны, пусть твое тело несут или
дыхание и прочее - ума не унесут.
15. Или пламя светильника светит, пока не погасят его, и не
теряет сияния, а истина, что в тебе, справедливость и
благоразумие - угаснут прежде?
16. Если кто наводит на представление, будто погрешает: да
точно ли я знаю, что это погрешение? А если и погрешил, то сам
же свершил над собой суд; и как это похоже на то, чтобы себе
самому выцарапал глаза. И еще: кто не хочет, чтобы дурной
погрешал, похож на того, кто не хочет, чтобы давала сок смоква
на смоковнице, чтобы младенцы не ревели, не ржал конь, и прочие
неизбежности. Ну а что ему делать, раз состояние его такое?
Состояние излечи, если ты такой дошлый.
17. Не надлежит - не делай; не правда - не говори. Пусть
твое устремление будет устойчиво во всем.
18. Всегда смотреть так: а что оно такое - то, что
производит твое представление, и разворачивать его, расчленяя
на причинное, вещественное, соотнесенность и время, в пределах
которого должно будет ему прекратиться.
19. Почувствуй же наконец, что есть в тебе нечто более
мощное и божественное, чем то, что страсти производит или вообще
тебя дергает. Каково сейчас мое разумение? страха нет ли?
подозрений? вожделения нет? чего-нибудь еще такого?
20. Во-первых, без произвола и с соотнесением. Второе, чтобы
это не возводилось к чему-либо другому кроме общественного
назначения.
21. Что немного еще, и будешь никто и нигде, как и все, что
теперь видишь, и все, кто теперь живет. Ибо от природы все
создано для превращений, обращений и гибели, чтобы по нем
рождалось другое.
22. Что все - от признания, а оно от тебя зависит. Так вот,
сними, когда захочешь, признание - и все, как у того, кто в
море зашел за выступ:
тишина, спокойствие, ровные воды залива.
23. В отдельности любая деятельность, если она часом
прекращена, ничуть не страдает постольку, поскольку она
прекратилась. И тот, кто сделал это деяние, никак не пострадал
постольку, поскольку оно прекратилось. Точно так же и
совокупность всех деяний, каковой является наша жизнь, если
прекратится в свой час, то никак не страдает постольку,
поскольку она прекратилась. И тот, кто прекратил в свой час эту
цепочку, не получил зла в своем укладе. А час и предел дает
природа, иногда собственная, если в старости, и уж всегда -
общая, части которой превращаются, а мир в целом пребывает юным
и цветущим. А всегда прекрасно и своевременно все, что полезно
целому.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41