Библиотека >> Размышления

Скачать 79.55 Кбайт
Размышления

Так вот, для кого не равны мучения и наслаждения, жизнь и смерть, бесславие или слава, которыми равно распоряжается природа, тот уж явственно нечестив. Я говорю, что общая природа распоряжается этим равно, вместо того, чтобы сказать, что это равно случается в сообразии с тем, что становится или сопутствует по некоему изначальному устремлению промысла, по которому природа от некоего начала устремилась к такому именно мироустроению, восприняв в свое лоно смыслы того, что будет, и определив производящие силы именно таких возникновении, превращений и преемств.

2. Разумеется, весьма было бы изысканно уйти из жизни, не вкусив ни лживых речей, ни всяческого притворства, ни роскоши, ни ослепления. Испустить дух после того, как пресытился этим,

- хорошо, но уж не так. Или решиться приложиться к пороку, так что и опыт не убеждает тебя бежать этой чумы? а ведь погибель разума больше чума, чем какая-нибудь там дурная смесь и разворот разлитого вокруг дыхания. Ибо то - чума живых существ, поскольку они живые, а это - чума людей, поскольку они люди.

3. Не презирай смерть, а прими как благо - ведь и она нечто такое, чего желает природа. Ибо каково быть молодым,

старым, вырасти, расцвесть, каково появление зубов, бороды,

седины, каково оплодотворить, понести плод, родить и прочие

действия природы, вызревающие в ту или иную пору твоей жизни,

таково же и распасться. Вот как относиться к смерти человеку

рассудительному, а не огульно, грубо и высокомерно; нет,

ожидать ее как одно из природных действий. И как сейчас

ожидаешь, чтоб изошло дитя из утробы твоей жены, так надо

встречать свой час, когда эта твоя душа выпадет из своей

оболочки. Если же нужно тебе еще и обывательское, сердечное

подкрепление, то особенно сговорчивым со смертью сделает тебя

рассмотрение тех предметов, с которыми ты расстаешься, и тех

нравов, в которые она уже не будет впутана. Только ни в коем

случае не ожесточаться против них, напротив, заботиться и

сносить тихо. Но помнить все-таки, что не от единомышленников

уходишь; ведь единственное (если вообще есть такое), что могло

бы еще привлекать и удерживать в жизни: жить в единении с

людьми, пришедшими к таким вот основоположениям. А теперь,

видишь, какой утомительный разлад в этой жизни. Только и

скажешь: приди же скорее, смерть, чтобы мне и самому-то себя не

забыть.

4. Погрешающий погрешает против себя; несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло.

5. Часто несправедлив тот, кто не делает чего-либо, а не только тот, кто что-либо делает.

6. Довольно, что есть сейчас постигательное признание, есть общественное деяние, есть в душевном складе благорасположение ко всему, что происходит в соответствии с причинностью.

7. Стереть представление; устремление остановить; погасить желание; ведущее замкнуть в себе.

8. На существа неразумные разделена одна душа, а существам разумным уделена одна разумная душа, подобно тому как одна земля у всего земляного, и одним светом видим, одним воздухом дышим все, сколько есть нас видящих и одушевленных.

9. Что причастно некоей общности, спешит навстречу единородному. Что от земли - тяготеет к земле, все влажное -

слиянно, так и воздушное; так что тут нужны бывают препоны, и

сильные. Огонь, правда, устремляется вверх из-за

первостихийного огня, однако он настолько готов возгораться

вместе со всяким здешним огнем, что всякое вещество посуше

хорошо возгорается, потому что меньше примешано к нему того,

что возгоранию мешает. И уж, конечно, все, причастное общей

духовной природе так же, если не больше, спешит к единородному,

потому что насколько оно лучше прочих, настолько же более

готово смешиваться и сливаться с тем, что ему родственно. Так

вот, уже у неразумных были изобретены рой, стадо, семейные

гнезда, едва ли не любовь. Там была уже душа, и нарастала в

том, что лучше, единительная сила, какой не было еще у

растений, камней, бревен. Ну а у разумных существ -

государственность, дружба, дома, собрания и даже во время войн

договоры и перемирия. У существ, которые еще лучше, даже при

разделенное тел некоторым образом возникло единение - так у

звезд. Вот как путь вверх, к лучшему, сумел произвести

единострастие даже в разделенном. Смотри же, что теперь

происходит: теперь только в разумном и забыто это усердие и

склонность друг к другу, здесь только и не видна слиянность. И

все же беглецы схвачены, потому как сильна природа.

Присмотришься - увидишь, что я говорю. Легче найти землю, не прилепившуюся к земле, чем человека, отщепленного от человека.

10. Плодоношение у человека, и бога, и мира - в свой час приносят они всякий свой плод. И если в речи это стерто и говорится собственно о лозе и тому подобном, так это не важно.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41