Библиотека >> Алфавит духовный
Скачать 88.39 Кбайт Алфавит духовный
Р. Руки твои как можно чаще усердно воздевай к Богу в молитве, всегда ожидая оттуда помощи, чтобы победить мысленного Амалика, т.е. диавола. С. Помня о смерти, блюдись скупости и стеснения ближних – да, объятый неверием и скупостию, во время исхода не затворишь себе двери милосердия Божия. Т. Бывай ко всем тих, бестщеславен и кроток – да явишься истинным Христовым подражателем и учеником – без порока. У. Если хочешь скоро найти вечное сокровище, тщательно сохраняй себя от уныния и лености. У. Будь всегда тепл и усерден к Богу – да будешь причастником жизни вечной. Ф. Старайся потопить мысленного фараона в воде слезной, чтобы он не гнал тебя всегда ратуя. Х. Взыскуй Единого Христа – да будешь с Ним вечно, ибо взыскующие Его обрящут велию милость и не лишатся всякого блага. ТХ. Зная отца и мать, друзей и сродников, знай, что у тебя есть Бог, Который есть начало жизни и бесконечный конец всему. Не пренебрегай духовного отеческого наставления – да не преткнешься в стезях твоих. Ц. Цель и пристанище твое да будет Един Господь, надежа же и упование – пресвятая любовь Его. Ч. Возлюби чистоту и целомудрие истинно – да чистый прилепишься Чистому. Покаяния от часа до часа не отлагай – да не погубишь напрасно времени исправления в час. Ш. Да будут в душе твоей всегда водружены шестокрыльные добродетели, то есть усердие, дружелюбие, благой образ, рассуждение, воздержание и любовь, которыми удобно возвыситься до неба. Щ. Будь ко всем щедр и милостив – да обрящеши в день страшного суда Господа милостивым и благоснисходительным к душе твоей. Всегда имей в памяти своей – одно, чтобы всегда угождать Единому Богу и непрерывно восходить к Нему любовию. Ю. Отвергай от себя юностное, похотное, плотское безумие, всеусердно же всегда поучаися духовной премудрости о Боге. Я. Особенно охраняй себя от ярости, гнева и злословия – да не помрачится у тебя сердечное око. --. Всячески сохраняй себя от объедения и пьянства – да не впадаешь всегда во все злое. --. Непрестанно славословь Бога псалмами и песнями – да имеешь это во всегдашнее себе утешение. --. Особенно берегись тщеславного, фарисейского, лицемерия – да не примешь себе здесь, на земле, тщеславием своим мзду твоих добрых дел (благ). Часть Первая Глава Первая О том, что первою причиною падения Адамова было неразумие и совершенное непознание себя Многие полагают многие и различные причины Адамова падения: одни – неверие, другие – непослушание, третьи – гордость и славолюбие, иные же – иные различные причины. Мы же ни одной из них не признаем первейшею, кроме неразумия и нерассмотрения всех вещей. Первейшая Адаму заповедь в раю была – делать и хранить, то есть делать разумом, чтобы хорошо разуметь, и хранить заповедь, чтобы не нарушить ее. Но так как он не делал разумом, то и заповедания не сохранил, ибо от неделания умного прежде всего в Адаме возникло неверие – неверие Богу, сказавшему и заповедавшему; потом от неверия родилось преслушание и преступление; от преступления же явилось отпадение от Господней благодати и отчуждение от Божественной любви Его. Если бы Адам разумел Благодетеля и порассудил о заповедании, то не неверовал бы заповеданию, а если бы веровал, то не преслушал бы, не вкусил бы от заповеданного древа, не был бы изгнан из рая, не подпал бы смерти и тлению, и Бог не творил бы стольких о нас чудес до тех пор, пока не привел нас в разум и познание всех вещей. Как Адам отпал от Бога и благодати Его не по какой-либо другой причине, а по неразумию, так и мы не иным чем можем присоединиться к Нему, а только разумом и познанием всех вещей. Ибо кто истинно познал себя, тот познал Бога, а кто познал Бога, тот познал себя – тот соединился с Богом и, почив от всех дел и трудов своих, вошел во святилище Божие и всегда приносит умную службу Богу. Но никто не может познать Бога до тех пор, пока прежде не познает себя; не познает же и себя как должно, если не придет прежде в познание твари и в рассмотрение всех вещей, видимых и разумеваемых в мире. А когда придет в познание тварей, тогда может прийти и в познание себя и Бога. И таким образом придет в совершенное соединение любовию с Богом. Итак, если кто истинно хочет познать Господа, познать себя и с Ним соединиться любовию, тот должен прежде познать всю тварь видимую и разумеваемую, чтобы иметь рассмотрение всех вещей и всей твари: от кого и для чего все сие – так, чтобы ни одна вещь не была от него утаена и не производила недоумения; потом познать себя и все о себе таинство; затем познать Бога и все Его неизреченные благодеяния. Так человек приходит в совершенное познание всего. Ибо подобает прежде уразуметь все дольнее, потом – горнее: не от высшего должны мы нисходить к низшему, но от низшего восходить к высшему. Поэтому Бог положил пред очами нашими всю тварь и все устроение мира как бы некое училище, или зерцало, чтобы, поучаясь, восходили мы от дольнего к горнему. | ||
|