Библиотека >> Алфавит духовный
Алфавит духовный
АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ
святителя Дмитрия Ростовского М: "Аксиос" — АНО "Развитие духовности, культуры и науки", 2002 Вместо введения Взгляд святителя Димитрия на мир сей и жизнь в нем АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава Первая О том, что первою причиною падения Адамова было неразумие и совершенное непознание себя Глава Вторая О том, что подобает делать разумом и хранить заповеди Господни Глава Третья О том, что, кто не возделывает своего разума – не очищает его, тот не может иметь правого и истинного разума Глава Четвертая О том, что в духовном делании до тех пор нужно трудиться и подвизаться, пока придет кто в просвещение разума Глава Пятая О том, что во всем должно следовать разуму и рассуждению, а не бессловесной плоти Глава Шестая О том, что нужно предпочитать пост и во всем иметь воздержание Глава Седьмая О том, чтобы не порабощаться плотским сладострастием, но всегда искать утешения духовного в Господе Глава Восьмая О том, что всегда и во всем должно следовать разуму, а не бессмысленным плотским похотям Глава Девятая О том, чтобы не уязвляться лицами и не порабощаться похотию плотскою Глава Десятая О том, чтобы не порабощаться блудными помыслами и скверными похотями Глава Одиннадцатая О том, что плотская похоть не свойственна человеку, но вошла в род наш от преступления Адамова Глава Двенадцатая О том, чтобы не прилагать сердца своего к настоящим вещам и не искать покоя и утешения в земных сладостях, но искать их в Одном только Господе Боге ЧАСТЬ ВТОРАЯ Глава Первая О том, чтобы – во всех вещах – блюстись суетного велехваления Глава Вторая О том, чтобы не слишком утешаться почитанием и славою человеческою, потому что та и другая изменчивы (прелестны) Глава Третья О том, чтобы не гордиться в веке сем никакою вещию Глава Четвертая О том, чтобы всегда и во всем смиряться пред Богом и людьми Глава Пятая О том, чтобы и мало не приписывать себе чего-либо хорошего Глава Шестая О том, чтобы не осуждать никого другого, но видеть свое зло Глава Седьмая О том, чтобы хранить себя от смеха, празднословия и кощунства Глава Восьмая О том, что во юдоли сей плачевной всегда нужно каяться и плакать о грехах своих Глава Девятая О том, чтобы всегда памятовать о смерти и не прельщаться тленными вещами мира сего Глава Десятая О том, что ни в одной вещи мира сего нет покоя, в Одном только Господе Боге – вечный покой ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Глава Первая О том, чтобы не предаваться сребролюбию, но возлагать свое упование на одного только Бога Глава Вторая О том, чтобы никому не завидовать ни в одной вещи мира сего Глава Третья О том, чтобы не гневаться и не злопамятствовать ни на кого Глава Четвертая О том, чтобы в скорбях не очень скорбеть Глава Пятая О том, что все святые всю жизнь свою проводили в скорбях и печалях Глава Шестая О том, чтобы все случающееся претерпевать доблественно Глава Седьмая О том, чтобы не лениться, но всегда трезвиться – бодрствовать – в деле Божием Глава Восьмая О том, чтобы не быть ленивым и не унывать, но всегда – день и ночь – усердствовать и заботиться о себе Глава Девятая О том, чтобы всегда возбуждать себя к усердию и теплоте Господней Глава Десятая О том, чтобы все желание свое устремлять к Богу и к Нему прилепляться любовию Глава Одиннадцатая О том, чтобы к Одному Господу иметь любовь и ничего не почитать выше Его любви Первое Стихословие любезного к Богу взывания Второе Стихословие любезного к Богу беседования Третье Стихословие рачительного к Богу вопияния Четвертое Стихословие желательного к Богу восклицания Пятое Стихословие прежелательного к Богу благодарения о благодеяниях Его Надгробная святителю Димитрию Ростовскому Вместо введения "Алфавит духовный", составленный св. Димитрием, митрополитом Ростовским, есть книга весьма замечательная во многих отношениях, особенно же она замечательна по содержанию, изложению и расположению ее предметов. По содержанию: Высказав сначала главную мысль, что причиною Адамова падения было его неразумие – ненадлежащее знание себя, мира и Бога, потом святитель в настоящем своем творении собирает мысли и чувства, направленные против тройственной похоти, произошедшей от падения Адама и заразившей весь род человеческий, – похоти плоти, гордости житейской и похоти очес, дабы таким образом неведению противопоставить ведение и вооружить христианина на борьбу с главными страстями и пороками, от которых происходят и все прочие грехи. | ||
|