Библиотека >> Узкий путь The Way of the Ascetics
Скачать 38.39 Кбайт Узкий путь The Way of the Ascetics
Но зачем же нам дана эта заповедь? Святые отвечают: чтобы мы уже теперь начали свой труд, имея перед очами вечность. Цель свободы человека не в ней самой или в человеке, а в Боге, говорит свт. Феофан Затворник.
Ибо призыв к свободе гласит: покайтесь! И сказано: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (Мф. 11, 28). Труждающиеся над чем? Может быть, над приобретением временных благ? Обремененные чем? Может быть, заботами и волнениями? "Нет, не так", – отвечают святые. Ибо что говорит Господь дальше? Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, Того, Кто никогда не думал о временных благах, никогда не обременял себя земными заботами во время скитания по земле. Какую награду получат труждающиеся над своим спасением, обремененные борьбою с искушениями как внешними, так и внутренними, взявшие на себя иго Христово, живущие так, как Он жил, научающиеся не от ангелов, не от человека, не от книг, но от Меня, т.е. от Моей жизни, света и деяний, ибо Я кроток и смирен сердцем, и помыслами, и образом мыслей? Какое же вознаграждение получат все эти люди? Они обрящут душевный покой; они получат облегчение от искушений, забот, унижений, злобы, страха, горя и от всего, что волнует сердце человека. Так объясняет это преп. Иоанн Лествичник, и так оно понималось и переживалось христианами в последующие времена. Ибо опыт вновь и вновь обнаруживает в сердцах ищущих спасения истину, что иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 30), для тех, кто любит Меня. Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22). Обещание не относится к тем, которые отпали и предались нерадению. Поэтому мы не должны ослабевать. Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом (1 Кор. 15, 58). Раз начавши, не следует прекращать делать дела, достойные покаяния (Деян. 26, 20). Отдых равносилен шагу назад. > -------------------------------------------------------------------------------- XII. О ПОСЛУШАНИИ В нашей брани со своеволием необходимо и послушание. "Послушанием ты умерщвляешь свои телесные члены, чтобы лучше служить духовным", – говорит преп. Иоанн Лествичник. И еще: "Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения". Ты должен помнить, что ты добровольно отдал себя в рабство: пусть крест, который ты носишь на шее, напоминает тебе об этом. Через это рабство ты придешь к истинной свободе. Имеет ли раб свою волю? Ему необходимо научиться послушанию. Наверное, ты спросишь: кого я должен слушаться? Святые отвечают: Повинуйтесь наставникам вашим (Евр. 13, 17). Кто же мои наставники в послушании? Где я найду учителей? На это святые отцы отвечают: Церковь предусмотрела и это. Поэтому она уже с апостольских времен дала нам путеводителей к святому послушанию, которые всегда с нами, где бы мы ни находились и в каких бы мы условиях ни жили. В городе или в деревне, женатые или неженатые, богатые или бедные – всегда и всюду мы имеем возможность проявить послушание. Наставники в этом есть установленные Церковью посты. Господу не нужен наш пост. Ему не нужна даже наша молитва. Всесовершенный не имеет ни в чем недостатка и не нуждается ни в чем, что бы мы, Его творение, могли дать Ему. Он также ничего от нас не требует. Но, по словам Иоанна Златоуста, Он дозволяет нам приносить Ему жертвы, ради нашего спасения. Большей жертвы, чем самих себя, мы не можем принести Господу. Это возможно сделать только, отказавшись от своей собственной воли. Научаемся мы этому через послушание, а послушание дается нам трудом. Лучший труд в послушании преподает нам Церковь в исполнении предписанных ею постов. Есть у нас еще и другие наставники, которым мы можем оказывать послушание. Они встречаются на каждом шагу в нашей повседневной жизни, если только мы будем внимательны к их зову. Твоей жене хочется, чтобы ты взял с собой твой плащ; исполни ее желание, чтобы упражняться в послушании. Твоя сослуживица просит тебя проводить ее немного; проводи ее для упражнения в послушании. Без слов ребенок требует ухода и ласки; дай ему это, сколько можешь, для упражнения в послушании. Не меньше, чем послушник в монастыре, ты можешь найти поводы к послушанию у себя дома, на службе, в общении с близкими. Послушание уничтожает много преград. Если твое сердце привыкнет не сопротивляться, ты приобретешь свободу и покой. Ты повинуешься, и колючие заграждения падают; тогда откроются просторы для любви. Послушанием ты сломишь свою гордость, свой дух противоречия, самоуверенность и упрямство, которые держат тебя в тисках. В этих тисках ты не можешь встретить Бога любви и свободы. Приучись радоваться каждому встречающемуся поводу к послушанию. Искать их не надо, иначе ты легко можешь впасть в искусственную услужливость, которая неизбежно приведет к самолюбованию. Положись на то, что тебе будет послано именно столько случаев к послушанию, сколько тебе нужно, и такого рода, которые тебе наиболее полезны. Но если ты заметил, что упустил случай, обличи себя, ибо ты был подобен паруснику, упустившему попутный порыв ветра, не воспользовавшемуся им. | ||
|