Библиотека >> Узкий путь The Way of the Ascetics
Скачать 38.39 Кбайт Узкий путь The Way of the Ascetics
Преодолеть эти мрачные дни легче всего, взяв пример со св. Марии Египетской. В течение сорока восьми лет она жила в пустыне за Иорданом и, когда искушения овладевали ею и воспоминания о прежней ее греховной жизни в Александрии соблазняли ее, вплоть до желания оставить добровольное пребывание в пустыне, она ложилась на землю, призывая на помощь Господа, и не вставала до тех пор, пока не чувствовала, что сердце смиряется. Первые годы были тяжелыми; она лежала на земле по многу дней и ночей, и только спустя семнадцать лет наступило время отдохновения. Эти дни старайся проводить в тишине. Не уступай соблазну пойти к другим или развлечься. Не жалей себя – утешение найдешь лишь в молитве к Богу: Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне (Пс. 69, 2); Я заключен и не могу выйти (Пс. 87, 9) и в других. Настоящую помощь тебе больше неоткуда ждать: не расточай ради временного облегчения все то, что приобрел. Твое терпение и стойкость подвергаются испытанию. Выдержав испытание, благодари Господа, Который дал тебе на это силы. Если же ты не выдержал испытания, быстро воспрянь, моли о помиловании и осознай, что это тебе по делам твоим. Ибо само падение было тебе наказанием: ты слишком надеялся на самого себя и теперь видишь, куда это привело. Ты приобрел опыт: не забудь возблагодарить. > -------------------------------------------------------------------------------- XXIV. ПРИМЕР ЗАКХЕЯ Подобно Закхею, ты влез на дерево, чтобы увидеть Господа. Ты сделал это не только мысленно и не только мистически в душе. Ты человек и у тебя есть плоть; поэтому ты, подобно Закхею, воспользовался твоими телесными силами и возможностями, чтобы подняться от земли. Если ты сделал это, обдумав все и спокойно рассчитав, помня при этом тяготу твоей плоти и ее ограниченность, и если ты сделал это без страха, не жалея себя и не уклоняясь в сторону, то ты поднялся настолько, что можешь через головы людской толпы, т.е. через твои мирские страсти, увидеть проблеск Того, Кого ты искал. Ты заметишь это потому, что почувствуешь все яснее собственный мрак, ибо тебя больше не будет так тянуть к народу и развлечениям, и тебе станет понятнее твое внутреннее "я", и ты поймешь, каково оно. Может быть, ты думал, что твое сердце подобно челну, покачивающемуся бесцельно и бессмысленно, точно ореховая скорлупа без гребцов; теперь же плавание получило смысл и цель, и это уже хорошо. Но все же ты еще тот же малый челн в необъятном море; если ты шел по правильному пути, то только теперь видишь ясно, как слаб и мал челнок. "Бог везде предваряет нас, лишь только увидит нашу готовность", – говорит архиепископ Феофилакт Болгарский. Христос сказал Закхею: Сойди скорее, что значит смирись, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 5). Можно считать, что домом названо сердце. Конечно же, говорит Господь, ты влез на дерево и тем самым победил некую часть своих земных страстей, потому что ты хотел видеть Меня, это значит, что ты хотел иметь возможность узнать Меня, когда Мне надлежало идти к твоему сердцу; но спеши смириться, не сиди там и не думай, что ты лучше других, ибо Я пребываю в смиренном сердце. И он поспешно сошел и принял Его с радостью (Лк. 19, 6). Закхей, начальник мытарей, принял Христа и сразу же роздал все, что имел. Половину имущества тотчас отдал нищим, а остальное быстро ушло на то, чтобы вернуть четверицею тем, от которых он взыскал лишнее; ибо и он сын Авраама (ст. 9), он услышал голос Господа и ушел из земли своей и из дома своего (Быт. 12, 1), где господствовали эгоизм и страсти. Закхей знал, что сердце, принявшее Христа, надо освободить от всего другого: оно должно отказаться от всего, приобретенного неправедным путем, похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1 Ин. 2, 16). Он понял, что тот, кто богат здесь, будет нищим там; ибо быть материально богатым значит быть духовно бедным, – говорит Иоанн Златоуст. Если богатый не был бы очень бедным, то он не был бы очень богатым. "Как невозможно соединить здоровье с болезнью, так трудно согласовать любовь с богатством", – замечает св. Исаак Сирии. Ибо тот, кто любит своего ближнего, безусловно отдаст все, что имеет; такова любовь по своей природе. Но без любви нет возможности войти в Царство Божие. И Закхей осознал это. Чем меньшим ты владеешь, тем проще будет твой образ жизни. Все лишнее выброшено, и сердце сосредоточивается. Оно понемногу уходит в себя и там найдет ступени в Царство Небесное. Тогда и молитва будет проста. Молитва будет сосредоточиваться, уходить в глубину сердца. А там есть одна молитва – мольба о помиловании. Ибо может ли грешник, первый из всех (1 Тим. 1, 15), просить о чем-то другом, как не о том, чтобы Господь помиловал его? Может ли он что-либо отдать, не имея ничего своего? Есть ли у него собственные силы, собственная воля, свой разум? Может ли он что-либо предпринять? Знает ли он что-либо? Может ли он что-либо, сам ничего не имея, назвать своим? Он ничем не владеет: ибо грех – это ничто, это то, чего нет. | ||
|