Библиотека >> Узкий путь The Way of the Ascetics

Авторы: Коллиандер Тит
Скачать 38.39 Кбайт
Узкий путь The Way of the Ascetics

Тит Коллиандер

УЗКИЙ ПУТЬ
The Way of the Ascetics

Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992



От издателей
Предисловие


О ЯСНОЙ И НЕИЗМЕННОЙ ЦЕЛИ

О НЕДОСТАТОЧНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СИЛ

НИВА НАШЕГО СЕРДЦА

О БЕЗМОЛВНОЙ И НЕВИДИМОЙ БРАНИ

ОБ ОТРЕЧЕНИИ СЕБЯ И ОЧИЩЕНИИ СЕРДЦА

О ПОДАВЛЕНИИ ЖЕЛАНИЯ К САМОУГОЖДЕНИЮ

О ПОКОРЕНИИ СВОЕЙ ВОЛИ ГОСПОДУ

О САМОЗАЩИТЕ ОТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ПОКОРЕННОГО ЗЛА

О ПОБЕДЕ НАД МИРОМ

О ГРЕХАХ БЛИЖНЕГО И НАШИХ СОБСТВЕННЫХ ГРЕХАХ

О ВНУТРЕННЕЙ БРАНИ КАК О СРЕДСТВЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ

О ПОСЛУШАНИИ

О ВНУТРЕННЕЙ КЛЕТИ ДУШИ

О СМИРЕНИИ И БДИТЕЛЬНОСТИ

МОЛИТВА

МОЛИТВА НАЧИНАЮЩИХ

НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПРИСТУПИВШЕМУ К МОЛИТВЕ

НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ

О ТЕЛЕСНЫХ И УМСТВЕННЫХ ПЛОДАХ МОЛИТВЫ

О ПОСТЕ

ОБ ИЗБЕЖАНИИ НЕВОЗДЕРЖАННОСТИ

О ПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМНЫМ И ВНЕШНИМ

О МГНОВЕНИЯХ МРАКА

ПРИМЕР ЗАКХЕЯ

О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ

О БЕСЦЕННОЙ ЖЕМЧУЖИНЕ

-------------------------------------------------------

От издателей
Автор печатаемого нами очерка – православный финский писатель Тит Коллиандер, издавший уже не одну книгу о Православии. Его книга "Узкий путь" была опубликована на шведском языке и имела большой успех в скандинавских странах не только среди православных, но и среди инославных читателей. В англоязычном мире книга "Узкий путь" выдержала несколько изданий. Русский перевод работы Коллиандера был осуществлен в середине 50-х годов группой русских верующих в Финляндии и опубликован во Франции в журнале "Вечное" (1957, VII-VIII). В 1991 г. этот перевод был отредактирован и издан приходом Свято Иоанно-Предтеченского Собора в Вашингтоне. Настоящее издание подготовлено на основе издания 1991 г., редакторская правка сделана с использованием публикации в журнале "Вечное" и английского перевода: Tito Colliander. The Way of the Ascetics (Oxford: Mowbray, 1983).

Предисловие
Быть может, ни одна из истин христианского вероучения не подвергалась таким нападкам со стороны врагов христианства, как аскетизм. В нем хотели усмотреть темное и злое начало, которое с недоверием и даже враждой относится ко всему, что связано с телесным бытием человека. Такой упрек справедлив разве что по отношению к буддизму, который воспринимает тело человека как темницу души. Но по отношению к христианству такой упрек возможен лишь как плод недоразумения или преднамеренной клеветы.

Ни одна из религиозных доктрин не содержит такого возвышенного учения о человеческом теле, как христианство, которое есть религия Бога, ставшего человеком, воспринявшего на Себя всю полноту человеческого естества, кроме греха, от которого Он пришел людей избавить. Апостол Павел учит: Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа (1 Кор. 6, 19). Этот храм, прекрасный и совершенный сам по себе, пал, был поражен грехом и нуждается в очищении для того, чтобы замысел Божий о Его творении был явлен во всей его полноте. Никому не придет в голову утверждать, что хирург, удаляющий злокачественную опухоль, руководствуется при этом чувством ненависти к человеческому телу. Христианская аскетика есть искусство, при помощи которого душа перестает быть порабощенной телом и приобщает тело человека к своему бессмертию.

Движущая сила христианского аскетизма не в отрицании тела и даже не в религиозном эгоизме личного спасения, когда человек думает лишь о том, как ему самому избавиться от власти греха, а в любви. Любовь к Богу есть первая заповедь, но с ней неразрывно связана другая, подобная ей, – любовь к другому человеку, как к самому себе. Эта наиважнейшая заповедь Божия записана во всех четырех Евангелиях. У ап. Иоанна Богослова в его первом послании отождествление любви к Богу и к ближнему, то есть освобождение от эгоизма, даже самого возвышенного, достигает наивысшей степени. Будем любить Бога, – говорит апостол Иоанн, – потому что Он прежде возлюбил нас. И добавляет: Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего, – заканчивает ап. Иоанн свою мысль (1 Ин. 4, 19-21).

В этом смысле христианский аскетизм, в отличие от буддийского, не есть самоумерщвление как путь к нирване, но утверждение жизни в любви – той любви, на которую способно лишь просветленное сердце. Но тот же ап. Иоанн говорит нам в том же первом послании: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2, 15). Неужели же это есть призыв не любить мир как творение Божие? Весь дух иоанновых писаний, как и всего Нового Завета, исключает возможность такого толкования. Тот мир, к вражде к которому призывает нас ап. Иоанн, не есть мир как творение Божие, но та греховная болезнь, которой этот мир поражен и от которой он может быть и призван избавиться силой Святого Духа.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20