Библиотека >> Стратегии гениев
Скачать 66.01 Кбайт Стратегии гениев
В случае тупиковой ситуации, когда продвижение к цели невозможно, задача "расчленяется" на ряд субцелей и субоператоров, пока не будет найден новый путь к цели. Эти новые "членения" заносятся в память наряду с остальными правилами "состояние-действие". Следуя данному пути, решающий задачу переходит от руководящей стратегии "проб-и-ошибок" (новичок) через стратегию "восхождения к вершине" (выполнение кажущегося наилучшим на данный момент) к стратегии на базе анализа "средства-цели" (эксперт).
Построения, принятые в SOAR, лежат в основе процесса моделирования НЛП. Принципы SOAR дают нам метастратегию или метамодель, опираясь на которую можно определить и разработать эффективные макро- и микростратегии. SOAR предоставляет самую основательную базу для моделирования эффективной деятельности в совершенно различных областях. Если в качестве иллюстрации взять компьютер, то проблемным пространством будет процессор и периферия, способные порождать множество различных состояний, а команды программного обеспечения будут операторами, которые, осуществляя изменения в этих состояниях, приходят к определенным результатам. Если вновь обратиться к началу Книги "Бытия", небо и земля будут представлять собой проблемное пространство, на котором Бог осуществляет ряд операций, чтобы получить ряд все более облагороженных состояний, завершающийся сотворением "мужчины и женщины". Аристотелев подход к познанию очень напоминает модель SOAR. Физика, логика, риторика, политика и т.д. — являются "проблемными пространствами". Аристотель приступает к определению данных проблемных пространств с выявления "начал, причин и элементов", из которых они образованы. Явления, образующие каждую из данных областей, представляют собой различные состояния в пределах данного проблемного пространства. Далее Аристотель производит "разукрупнение" от "общего к частному", с каждым разом выявляя все больше деталей. Искомые Аристотелем "средние термины" и "причины", по сути — не что иное, как операторы, определяющие и влияющие на состояния в пределах проблемного пространства. Аристотелевы силлогизмы являются правилами "состояние-действие", определяющими процесс познания в схеме модели SOAR. Таким образом, при моделировании метастратегий гениев необходимо учитывать и то, как эти люди выявляли и определяли проблемное пространство, ставшее предметом их деятельности, и выделяли и раскладывали на составляющие соответствующие желаемые и переходные состояния в пределах этого пространства. И самое главное — нам предстоит обнаружить операторы, с помощью которых они прокладывали себе путь в проблемном пространстве, двигаясь к желаемым состояниям. Основные типы причин Общие "элементы", "средние термины" и "причины", искомые Аристотелем, по сути своей являются "операторами" модели SOAR. Когда мы задаемся вопросом, что же явилось "причиной" гениальности в той или иной области, мы как бы спрашиваем: "Какие операторы или операции позволили этому гению достичь прославивших его высот?" Таким образом, основным вопросом данного исследования можно считать выявление этих типов операций или причин. Согласно Аристотелю ("Вторая аналитика"), существует четыре основных вида причин: 1) "формальные" — "суть бытия [вещи]"; 2) "предшествующие", "побудительные" или "ускоряющие" — "то, при наличии чего необходимо есть что-то [другое]"; 3) "воздействующие" или "сдерживающие" — "первое двигавшее"; и 4) "конечные" — "то, ради чего". Формальные причины Формальные причины соотносятся с основополагающими определениями и восприятиями чего-либо. "Формальная причина" некоего явления содержит определение его сущности ["сути бытия"]. Мы называем "лошадью" бронзовую статую лошади, поскольку она обладает формой, или "формальными" признаками лошади (т.е. имеет четыре ноги, хвост, гриву и т.д.) Как правило, формальные причины больше говорят о воспринимающем, чем о воспринимаемом. Чтобы дать определение формальным причинам, прежде всего следует проанализировать наши собственные ощущения и схемы мышления, нацеленные на воспринимаемый предмет. Когда такой художник, как Пикассо, изображает "козлиную" голову при помощи руля и седла велосипеда, он фактически прибегает к "формальным причинам", поскольку берет существеннейшие элементы конкретной формы. Данный тип причин относится к тому, что Аристотель определил как "нус" ("noys" — ум), или, говоря современным языком, — к "интеллектуальной интуиции". Прежде чем рассмотреть с научных позиций такие понятия, как физика, этика, благородство или гениальность, мы должны заранее представлять, что таковые явления вообще существуют. При анализе того, что является "благородством", интуиция ("нус") прежде всего должна подсказать нам, в каких именно людях мы можем ожидать исследуемое свойство. В формулировке Аристотеля это выглядит так: "...Так как только нус может быть истиннее, чем наука, то он будет иметь своим предметом начала; это видно также из того, что доказательство не может быть началом доказательства, а потому и наука не может быть началом науки. Таким образом, если помимо науки не имеем никакого другого рода истинного [познания], то началом науки будет нус". | ||
|