Библиотека >> Стратегии гениев
Скачать 66.01 Кбайт Стратегии гениев
Выражаясь данным языком, знание становится рабочим инструментом или, как назвал его Аристотель, — органоном (что означает буквально "орудие труда").
Коль скоро принцип получил определение посредством ранее описанной "индуктивной" стратегии, он может быть применен и "дедуктивно" — через структуру силлогизма. "Силлогизм" определяет взаимосвязь между "вещами" и сопутствующими им "свойствами". Строго говоря, силлогизм соотносит свойства общего класса с "частными" составляющими данного класса, как явствует из классического примера: Все люди смертны. Сократ человек. Сократ смертен. "Средний термин" есть свойство или причина, связующая данный класс с его отдельными членами. Аристотель дал ему следующее определение: "Средним термином я называю тот, который сам содержится в одном, в то время как в нем самом содержится другой, и который по положению оказывается средним ". В примере с Сократом "человек" является одним из свойств, связывающих конкретное лицо — "Сократа" с первичным условием — "быть смертным". В обобщенном виде структура силлогизма будет представлять собой следующее: Определение "среднего термина" в силлогизме Явление или класс вещей имеет некоторое свойство или причину. Конкретная ситуация или личность обладает этим свойством или причиной. Данная конкретная ситуация или личность является примером или проявлением данного явления или класса вещей. С точки зрения языка, силлогизм, как правило, имеет три "термина": два "крайних" — А (общий класс вещей или явлений) и В (конкретное лицо или явление) — и "средний" Б, связующий В с А. В примере с затмением Аристотель поясняет: "Пусть А обозначает затмение, В — Луну, Б — загораживание Землей. В таком случае спрашивать, происходит ли затмение или нет, — значит спрашивать, есть ли Б или нет". Таким образом, для того чтобы стать "орудием", результаты исследования должны быть выстроены следующим образом: Б есть свойство или причина общего класса вещей или явлений А. В есть конкретный случай, обладающий свойством или причиной Б. В является примером или проявлением А. В нашем исследовании: если "постановка фундаментальных вопросов" является "свойством" или "причиной" (Б) "гениальности" (А), мы можем построить следующий силлогизм: Постановка фундаментальных вопросов (Б) является свойством гениальности (А). Аристотель (В) ставил фундаментальные вопросы (Б). Аристотель (В) был гениален (А). При подобном построении, как полагал Аристотель, знание, примененное на практике, может принести плоды. Модель SOAR Построения Аристотеля во многом отражают наиболее передовые на сегодняшний день модели искусственного интеллекта. В частности, они поразительно сходны с моделью SOAR — общей моделью решения задач и самообучающейся системой, разработанной Аденом Невелом, Гербертом Саймоном и Клиффордом Шоу в пятидесятых годах нашего века. Она была впервые использована для создания компьютерных шахматных программ. Составленные с ее помощью шахматные программы гроссмейстерского уровня и по сей день остаются наиболее ярким примером практического применения искусственного интеллекта. SOAR является сокращением от "State-Operator-And-Result" ("Состояние-Оператор-и-Результат"). Данная модель определяет существеннейшие этапы переходных процессов в любой системе. "Состояние" определяется по взаимоотношениям с более крупным "проблемным пространством". "Операторы" стимулируют новое состояние путем изменения некоторых параметров прежнего. Желаемое состояние достигается рядом последовательных "переходных состояний", приводящих в итоге к цели. "В соответствии с моделью, вся умственная деятельность, направленная на решение поставленной задачи, происходит в пределах познавательной области, называемой проблемным пространством. Проблемное пространство, в свою очередь, состоит из ряда состояний, описывающих положение вещей в любой момент времени, и из ряда операторов, описывающих, как решающий задачу может изменить положение вещей переходом из одного состояния в другое. В шахматах, например, проблемным пространством будет являться [набор параметров, определяющих] "партию в шахматы" [т.е. противники, шахматная доска и т.д.], состояние будет включать в себя конкретные положения на шахматной доске, а оператором будет являться сделанный по правилам ход, к примеру "пешка Е—2, Е—4". Решающий задачу должен найти такую последовательность операций, которая приведет его из данного начального состояния (фигуры расставлены перед началом партии) и до состояния выполнения задачи (мат королю противника)". (Уолдроп, 1988) Проблемное пространство Важнейшие элементы модели SOAR После определения необходимых параметров решающий задачу должен выработать стратегию поиска последовательности операций, способную привести из начального состояния в желаемое. Это выполняется на основе иерархии правил "состояние-действие", формулируемых в виде: "ЕСЛИ наблюдается такое-то состояние, ТО необходимо применить такую-то последовательность операций". | ||
|