Библиотека >> Субмодальности
Скачать 113.89 Кбайт Субмодальности
“Не думаю; хочешь, чтобы я это сделал?” “Знаешь, что...” Я сказал:“Подожди только одну минутку”, вошел в магазин и стал делать покупки. Когда я вышел, он все еще был там! Когда я подошел к своей машине, он задыхался от злости. Я подобрал сумку с покупками и сунул ему, и он взял ее. Я открыл дверцу машины, сложил туда остальные три сумки, взял сумку у него, сел в машину и захлопнул дверцу. Потом я сказал:“Ну хорошо, если ты настаиваешь”, двинул ему по радиатору и тронулся с места. Когда я отъезжал, он взорвался истерическим смехом, потому что я просто не принял его всерьез. Для большинства людей “тупик” — это когда они чего-то хотят и не получают этого. Очень немногие могут в такой момент остановиться и усомниться в своей уверенности, что эта вещь серьезно важна для них. Однако есть другой тип тупика, которого никто не замечает: нежелание чего-либо и неимение этого. Это самое огромное ограничение, потому что вы даже не знаете, что застряли. Я бы хотел, чтобы вы подумали о чем-то очень — как вы сейчас осознаете — полезном, приятном или радостном. Теперь вернитесь к тому времени в вашей жизни, когда вы даже не знали об этом — или знали, но это для вас ничего не значило. Вы действительно не знали, что упускаете, верно? Вы там, в прошлом, понятия не имели, насколько вы в тупике, и не были мотивированы менять ситуацию. Вы были уверены, что ваше понимание является точным представлением о мире. Вот когда вы действительно в тупике. Что вы упускаете сейчас?.. Возможно, определенность препятствует человеческому прогрессу больше, чем любое другое состояние разума. Однако уверенность, как и все остальное, есть субъективный опыт, который можно изменить. Подберите довольно подробное воспоминание, в котором вы были абсолютно уверены, что понимаете что-то. Вы были в состоянии обучения; возможно, вас учили. Может быть, это было трудно, может быть, легко, но в определенный момент у вас возникло это чувство:“Ооо, да! Я понимаю!” Вспомните это настолько подробно, насколько вам нужно. Теперь я хочу, чтобы вы вспомнили все это наоборот, точно, как при обратной перемотке фильма. Когда закончите, подумайте о том, чему вы научились или что поняли. Оно такое же, каким было несколько минут назад? Марти: Прокручивая фильм вперед, я прошла от состояния замешательства к “Ага! Я понимаю!” А потом, когда я крутила его наоборот, — в итоге оказалась в том месте, где была в замешательстве. Да, таков запуск наоборот. Что вы испытываете сейчас, когда думаете о том, что несколько минут назад понимали безо всяких сомнений? Марти: Ну, я снова в замешательстве, и все-таки часть меня знает, что у меня по-прежнему есть то понимание, которое пришло позже. Я не могу создать такое же чувство полного замешательства, какое было в первый раз. Но я и не так уверена. Как насчет остальных. Так же? Бен: Ну, я узнал нечто новое — о чем мне неизвестно, чтобы я осознавал это в тот момент, — о происшедшем со мной в том опыте. Да, это интересно, но это не то, о чем я спросил. Я хочу знать, изменилось ли ваше восприятие того, что вы узнали. Бен: Нет, не изменилось. Вообще никак не изменилось? Вы должны действительно остановиться и подумать об этом. Вы не можете просто сказать:“О, это то же самое”. Это все равно что сказать:“Я пробовал научиться летать, но не смог выбраться к самолету — значит, это, не работает”. Бен: Знаете, это забавно, что вы упомянули полеты, потому что я вспомнил именно обучение ощущению посадки на воду — ощущению этого контакта с водой. Когда я прокрутил фильм назад, я вышел из этого ощущения, и, чтобы заставить самолет двигаться назад, мне пришлось смотреть на него со стороны. И это добавило новое измерение к обучению контакту с водой. Это дало вам новый взгляд. Знаете ли вы теперь о посадке самолета хоть сколько-то больше, чем раньше? Бен: Ага. Чего еще вы не знаете? Пока? Из одного только обратного прокручивания фильма можно получить весьма многое. Многие просматривают фильмы от начала к концу, чтобы учиться из опыта, но мало кто крутит их наоборот. Как насчет остальных? У вас такие же ощущения? Сэлли: Нет. Изменились детали. Изменилось то, на что я обращаю внимание. Последовательность происходящего организована по-другому. Последовательность организована по-другому. Ну, а то, чему вы научились, теперь изменилось? Сэлли: Да. Как оно изменилось? Вы знаете нечто, чего не знали раньше? Или вы могли бы теперь сделать что-то по-другому? Сэлли: Само знание не изменилось. То, чему я научилась, не изменилось, но изменилось то, что я чувствую в связи с этим и как на это смотрю. Это повлияет на ваше поведение? Сэлли: Да. Несколько человек здесь получили довольно многое, просто потратив минуту на просмотр события в обратном порядке. Сколько бы вы узнали, если бы прокрутили назад все, что с вами происходило? Видите ли, Сэлли абсолютно права. Просмотр фильма наоборот меняет последовательность событий. Подумайте о двух переживаниях: 1) способность что-то сделать и 2) неспособность сделать то же самое. | ||
|