Библиотека >> Субмодальности
Скачать 113.89 Кбайт Субмодальности
Есть куча вещей, которых вы не понимаете, потому что ничего о них не знаете. Возможно, вы не понимаете хирургии на открытом сердце или как сконструировать водородную бомбу. Вы не испытываете из-за этого замешательства; у вас просто нет информации, необходимой, чтобы понять, как делаются эти вещи.
Замешательство, однако, всегда есть указание на то, что вы находитесь на пути к пониманию. Замешательство предполагает, что у вас есть множество данных, но они еще не организованы способом, который позволяет вам понять их. Итак, я хочу, чтобы вы подумали о чем-то, что приводит вас в замешательство: что-то, в чем у вас большой опыт, но он лишен для вас смысла. Билл: О'кей. Я думаю о... Минуточку. Вам запрещается сообщать мне содержание того, о чем вы думаете. Содержание нужно лишь в том случае, если вы любопытны. Я математик; я интересуюсь только формой. Кроме того, остальным людям здесь слишком легко потеряться в содержании. Я хочу, чтобы они научились процессу, который я демонстрирую. Вы подумали о том, что приводит вас в замешательство. Теперь я хочу, чтобы вы подумали о чем-то похожем и понятном вам. Говоря “похожее”, я имею в виду, что если ваше замешательство относится к чьему-либо поведению, то пусть ваше “понимание” тоже относится к чьему-то поведению. Если ваше замешательство имеет отношение к тому, как работает автомобильный мотор, то пусть понимание будет чем-то механическим — ну, например, как работает ваш тостер. Билл: Я подумал о том, что понимаю. Теперь у вас есть два внутренних опыта; один из них мы называем “понимание”, а другой — “замешательство”. В обоих есть картины? Билл: Да. Различия между ними — вот что меня интересует. Чем они отличаются? Например, одна может быть фильмом, а другая слайдом. Или одна может быть черно-белой, а другая цветной. Я хочу, чтобы вы обратились внутрь и исследовали эти два опыта, а потом сказали мне, чем они отличаются. Билл: Замешательство — слайд, и он маленький. Понимание — это фильм, и большой. Есть еще какие-то отличия? Если образ замешательства меньше, он, вероятно, и дальше находится. Билл: Да, он дальше. В каком-либо из них есть звук? Билл: Да, в понимании есть звук, описывающий, что я вижу. Замешательство беззвучно. Откуда вы знаете, что одно вызывает у вас замешательство, а другое вы понимаете? Билл: У меня разные ощущения, когда я смотрю на эти две картины. О'кей. Как ваши чувства узнают, что нужно чувствовать именно это, когда вы смотрите на эти картины. Билл: Полагаю, потому, что я их так научил. Я хочу, чтобы вы все кое-что заметили. Я задал вопрос типа “Как?”, спрашивая о процессе, а он ответил на вопрос “Почему?”. “Потому что” всегда отвечает на “Почему”. Все, что вы получите из “потому что” — пучок исторических теорий. У меня есть только одна теория: что люди потому испытывают столько проблем с управлением своими мозгами, что земная ось наклонена. Так что на самом деле у вас чей-то чужой мозг, и он дурной. Вот и все теоретизирование, каким я занимаюсь. Попробуем еще. Билл, как вы узнаете, что нужно испытывать разные чувства, когда смотрите на эти две разные картины?.. Билл: Не знаю. Мне нравится этот ответ. Билл: После того как я подумал об этом, я решил, что не знаю. Бывает. Притворитесь, что знаете. Говорите. Худшее, что может произойти, — это, что вы можете ошибиться. Много лет назад я осознал, что ошибался так много раз, что решил просто идти вперед и ошибаться более интересными способами. Билл: Когда я смотрю на картину понимания, то могу видеть, как все работает. Это дает мне мягкое чувство расслабления. Когда я смотрю на другую картину, я не моту увидеть, что произойдет дальше; я чувствую небольшое напряжение. Это определенно звучит как весьма отличные переживания. У кого-либо есть какие-либо вопросы о том, что я делаю? Мужчина: У вас это выглядит так просто. Как вы узнаете, какие вопросы задавать? Все, что я хочу знать, это:“Чем отличаются эти два опыта?” Ответом являются конкретные различия в зрительном, слуховом и кинестетическом опыте человека. Мои вопросы часто направлены на то, чего человек не замечает, и всегда — на то, чтобы помочь ему сделать такие различения, которых он не делал раньше. Например, когда я спросил Билла, было ли это слайдом или фильмом, он ответил с легкостью. Но раньше он, вероятно, никогда даже не замечал этой разницы, потому что его об этом никто никогда не спрашивал. Женщина: Существует ли какой-то определенный порядок вопросов, которые вы задаете? Вы спросили, был ли это слайд или фильм, до вопроса о цветном или черно-белом. Есть определенный смысл в том, чтобы сначала спрашивать о вещах, а потом о качествах; вы реже будете сбиваться с дороги. Если вы спрашиваете:“Сколь быстро оно движется?”, а оно оказывается слайдом — это может привести в некоторое замешательство человека, с которым вы это проделываете. Сначала ищите основное, а потом спрашивайте о других более тонких различениях, которые могут там оказаться. То, какие вопросы вы задаете, — это еще и функция от осведомленности. | ||
|